- Иван-царевич (1899)
- Описание известных иллюстраций
- Василиса Прекрасная (1899)
- Царевна-Лягушка (1899–1900 годы)
- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (1901)
- Белая уточка, 1902 год
- Влияние на художника фольклораВасилиса Прекрасная
- Илья Пророк и Николай Чудотворец (1932)
- Русалочка (1937)
- Особенности иллюстраций
- Иллюстрации к русским Былинам (1940–1941)
- Борис Дехтерев
- Леонид Владимирский
- Иван Семенов
- Евгений Чарушин
- Виктор Чижиков
Иван-царевич (1899)
Это первая сказка, которую художник создал от начала до конца. Волшебство этих иллюстраций завораживает. Вы можете узнать о содержании, не читая рассказ. Волшебные герои Серый Волк, Жар-птица, Кощей и многие другие будоражат воображение. Великолепие узоров обрамлено узорными рамками, подчеркивающими красоту русской сказки. Техника рисования — хромолитография.
Владимир Сутеев
Иллюстрации, похожие на застывшие рамки мультфильмов на книжных страницах, были созданы Владимиром Сутеевым, одним из первых советских режиссеров анимации. Сутеев придумывал не только живописные образы для классиков — сказки Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова — но и свои рассказы. За время работы в детском издательстве Сутеев написал около сорока поучительных и остроумных сказок: «Кто сказал мяу?» Это были любимые многими поколениями детей книги, в которых, как хотелось бы в детстве, было больше изображений, чем текста.
Описание известных иллюстраций
Иван Яковлевич Билибин всегда кропотливо писал иллюстрации. Он не только скопировал, но и создал новый образ, основанный на реальных видах, рассказах и эпосах. Его сказочные персонажи передали те эмоции, которые автор привносит в их описание.
Сурово выглядит Баба Яга художника. Похоже на старое гнилое дерево, все сухое и с длинными корявыми ветвями-ручками. Вся картина передает мрачный тон и скрытую опасность. Баба Яга передвигается на старом ступе. Одет в грязный старый костюм, весь залатанный. Этот персонаж всегда окружен ужасным темным лесом, поросшим мхом, ядовитыми грибами и летающими мухами.
Красный рыцарь из сказки «Василиса Прекрасная» на фото предстает перед художниками как отважные товарищи, в ярких одеждах. Проведите аналогию персонажа с солнцем. Юноша в сияющих доспехах верхом на огненном коне с пылающим мечом в руках. При этом Билибин использует настоящие элементы, такие как одежда, упряжь и доспехи, наделяя их мифическим сиянием.
Жизнь Древней Руси прослеживается и в иллюстрациях «Сказки о золотом петушке». Художник тщательно собирает не только каждый образ героя, но и прорабатывает окружающую среду. На этих фотографиях вы можете увидеть настоящие хижины и халаты. Общие фоны природы полностью отражают облик того времени в средней полосе России.
Василиса Прекрасная (1899)
Мощный образ Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная» можно рассматривать как отдельное произведение. Вид старухи, летящей в ступе, внушает страх и трепет. Ее белые волосы развеваются на ветру. Этот персонаж отлично вписывается в устрашающий волшебный пейзаж. Поляна непроходимого леса засажена мухоморами, деревья хмурые, кроны на елях практически нет.
За спиной Бабы Яги черная дымка, все вокруг мертво. Но, несмотря на это, хозяйка волшебного леса наделена пристрастием к лакомствам. Он помог Василисе выбраться из леса, подарив ей череп с «горящими глазами».
Царевна-Лягушка (1899–1900 годы)
Этот рисунок знаком каждому, кто хоть раз в детстве читал сказку о царевне-лягушке. Именно так выглядит встреча принца и очарованной принцессы. Маленькая лягушка из сапога с загнутым носком… Болота и непроходимый лес. Вокруг картины — узорная рамка, по которой прыгают болотные жители.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (1901)
Художник помещает героев сказки в прекрасные русские пейзажи. Все иллюстрации в графике. Простой черный контур с акварельной заливкой не мешает иллюстрации быть интересной.
Молодой царь, спрятавшись за деревьями, наблюдает, как белый козел зовет сестру Аленушку у моря. Ветер трясет деревья и толкает серые облака. Море бурлит и набрасывает на берег пенистые волны. Дизайн мастерски сбалансирован. Большая фигура царя в яркой одежде ничуть не превосходит маленького белого козленка. Пейзаж, поза короля и козла создают атмосферу беспокойства.
Белая уточка, 1902 год
Лаконичность и сказочная красота иллюстрации несут богатую информацию о русском пейзаже, архитектуре, обычаях и нравах. Особое внимание художник уделяет композиции рисунка. Она безупречна. Огромное количество деталей и 7 основных цветов чудесным образом объединяются в сказочный образ.
Влияние на художника фольклораВасилиса Прекрасная
Изучая северные губернии России в 1902 году, художник поддался сильному влиянию средневековой архитектуры. Деревянные дома крестьян того времени в Сибири в полной мере передали атмосферу фольклора эпических сказок. Это значительное влияние отразилось на будущих произведениях Ивана Яковлевича. Итак, природа и архитектура полностью переданы в иллюстрациях к сказкам:
- Василиса Прекрасная;
- Сестра Аленушка и брат Иванушка;
- Finist Clear Falcon;
- Царевна-лягушка;
Билибин также создает иллюстрации к рассказам А.С. Пушкина, таким как «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» и многих других. Работая над этими картинами, художник создает собственную технику их росписи. Он раскрасил все рисунки тушью акварелью для яркости. Созданы Иваном Яковлевичем и обложки для авторских рассказов и сказок. В основном они имели древнерусский орнамент, отражавший культуру того времени, описанного в сказке.
Илья Пророк и Николай Чудотворец (1932)
Некоторые работы Билибина были немного провокационными. В годы тотального разрушения Русской Православной Церкви создание иллюстраций, связанных с Православием, было очень смелым шагом. Образы Ильи Пророка и Николая Чудотворца очень близки русскому народу. Они изображены на фоне русской деревни, в простых крестьянских лохмотьях. Встречаясь с обычными людьми, они помогают, отвечают на их вопросы, дают советы.
Русалочка (1937)
Иллюстрации сказок Андерсена пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Особенно удачно сработал образ нежной и несчастной Русалочки, пожертвовавшей своей жизнью ради безответной любви. Его мечта о жизни в человеческом облике могла осуществиться только через страдания и мучения. Не правда ли, что это близко русской душе?
восемь
Особенности иллюстраций
В поисках вдохновения художник побывал в селе Эгни Тверской губернии. Именно там, по словам Билибина, он нашел густые леса, чистые чистые реки и старые покрытые мхом хижины. Местные жители с удовольствием рассказывали былины и демонстрировали предметы и сооружения древнерусской культуры. Это настроение он передает в иллюстрациях к сказкам Афанасьева, которые в следующем году поступают в массовую печать Гознака. Это были небольшие записные книжки. Все изображения отличались мотивом и декоративностью. Помимо рисунков самих героев, Иван Билибин выполнил их в художественных рамках. Он добавил обложки, орнаменты, декорировал шрифты, чтобы передать эмоции и атмосферу своих картин. Все заголовки и подписи к изображениям были выполнены славянскими буквами. Художник создал свой декоративный тип.
Иллюстрации к русским Былинам (1940–1941)
Предчувствие начала страшной войны побудило художника работать над такими большими патриотическими произведениями, как «Русский эпос» и «Слово о полку Игореве». В Русском музее есть иллюстрации к этим работам. Илья Муромец, Микула Сельянинович, дружина князя Игоря восхищаются их героизмом. Работая над этими образами, художник обратился к истокам древнерусской литературы.
Особенно яркие иллюстрации вышли в начале Великой Отечественной войны. Билибин олицетворял величие и победу русской армии. На одной из иллюстраций русские богатыри в сияющих доспехах гонят захватчиков со своей земли. Эти произведения вселили в читателей уверенность в победе и высшей справедливости.
Борис Дехтерев
Золушка и Красная Шапочка, Кот в сапогах и Мальчик, герои сказок Александра Пушкина, получили акварельные портреты от светлой кисти Бориса Дехтерева. Знаменитый иллюстратор создал «строгий и благородный вид детской книги». Тридцать лет творческой жизни профессор Московского государственного художественного института им. Сурикова посвятил себя не только обучению студентов: Борис Дехтерев был главным художником издательства «Детская литература» и открыл дверь в мир творчества сказки для многих поколений юных читателей.
Леонид Владимирский
Создатель классического образа Пиноккио. Владимирский, выпускник ВГИКа, впервые нарисовал деревянного мальчика в полосатой шапке в 1953 году для киноленты по рассказу Алексея Толстого. Он продолжил работу над изображением уже в иллюстрациях к книге «Приключения Буратино», благодаря которой вошел в детскую литературу. Еще одной значимой работой иллюстратора стали рисунки Александра Волкова к шести сказкам из цикла о Волшебнике Изумрудного города. Прототипом Элли стала дочь художника, а папа Карло Владимирский черпал у ее деда. Общий тираж иллюстрированных книг художника составил около двадцати миллионов экземпляров.
Иван Семенов
Создатель знаменитого карандаша и всего детского журнала «Веселые картинки» начинал с мультфильмов. Ради любимой работы ему пришлось бросить медицинский институт, так как рисовать просто не было времени из-за учебы. Первое детское признание художнику принесли иллюстрации к анекдотам Николая Носова «Фантазии» и «Живая шляпа», а тираж книги «Бобик в гостях на Барбосе» с иллюстрациями Семенова превысил три миллиона экземпляров. В 1962 году Иван Семенов вместе с Агнией Барто путешествовал с выставкой советских детских книг по Англии. В то время художник возглавлял редакцию «Веселых картинок» и знал буквально все о детской литературе и жизни советских детей.
Евгений Чарушин
Чарушин с детства читал книги о животных, и его любимой книгой была «Жизнь животных» Альфреда Брема. Будущий художник много раз перечитывал ее и в преклонном возрасте отправился в забальзамированную мастерскую недалеко от дома, чтобы рисовать с натуры. Так родился анималист, который после окончания Академии художеств посвятил свое творчество оформлению детских сказок о животных. Выдающиеся иллюстрации Чарушина к книге Виталия Бьянки были приобретены даже Третьяковской галереей. А во время работы с Самуэлем Маршаком над книгой «Дети в клетке» по настоянию писателя Чарушин пытался писать. Так появились его рассказы «Томка», «Волчишко» и другие.
Виктор Чижиков
Только мастер создания трогательных изображений для детских книг мог растрогать весь стадион до слез. Так случилось с Виктором Чижиковым, который в 1980 году нарисовал олимпийского медведя, а также был автором иллюстраций к сотням детских книг: Виктора Драгунского, Михаила Пляцковского, Бориса Заходера, Ганса Христиана Андерсена, Николая Носова, Эдуарда Успенского. Впервые в истории российской детской литературы изданы сборники книг с иллюстрациями художника, в том числе двадцатитомник «В гостях у В. Чижикова». «Мне всегда было приятно создавать детскую книгу», — сказал сам художник.
Читайте также: Герои «Волгафеста»