Картины Бенуа с названиями: биография художника

Биография художника Александра Бенуа

Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году в Санкт-Петербурге в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Искусство просто почиталось в семье будущего художника, но его родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.

Во время учебы в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусства, занимался рисунком и освоил акварельную живопись. История умалчивает, каким был адвокат Бенуа. В 1894 году (год, когда Александр окончил университет) вышел третий том «Истории живописи XIX века» Р. Мютера. В этот том входит глава о русском искусстве, написанная Александром Бенуа.

И сразу стали говорить об Александре Николаевиче как об талантливом искусствоведе, просто трансформировавшем устоявшиеся представления о развитии русского искусства.

В 1897 году, после путешествия по Франции, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей на общую тему «Последние прогулки Людовика XIV». Публика пришла в восторг, и критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного артиста.

Королевская прогулка

Баня маркизы

Фантазия на тему Версаля

Вручение Султане

Людовик XIV кормит рыбу

Царь ходит в любую погоду

Королевская прогулка

Королевская прогулка

В 1893 году Бенуа написал серию акварельных пейзажей окраин Петербурга. Надо сказать, что его пейзажи — больше дань истории, чем природе. Художника больше интересуют исторические личности, архитектура и костюм. А природа служит лишь великолепным украшением для представленных художником мероприятий.

Ораниенбаум

Аллея

Фотографии Санкт-Петербурга

Парад при Павле I

Карнавал на Фонтанке

Японский сад Ораниенбаума

Китайский павильон. Ревнивый

С 1897 по 1898 год Бенуа написал серию акварелей в парках Версаля. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе былых времен, об атмосфере прекрасного, великолепного прошлого.

Партер воды в Версале

Пруд в Версале

Фонтаны Версаля

Версаль

Версаль под дождем

Версаль. Курцию

Каштаны весной. Версаль

Следующие важные темы в творчестве художника — Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтанов, парков и истории.

Беседка в парке. Павловск

Петергоф

Петергоф

Большой дворец. Петергоф

В конце XIX века Александр Бенуа создал объединение «Мир искусства», в котором он стал главным теоретиком и вдохновителем, много писал, появлялся в прессе и стал автором еженедельника «Art Letters» в газете «Речь».

Бенуа не забывает историю искусства: в 1901 и 1902 годах вышла знаменитая книга «Русская живопись XIX века». Издательство Бенуа начинает выпуск серий «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Производство этой серии было остановлено по понятным причинам в 1917 году.

Также были журнал «Сокровища искусства России» и великолепный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа. И все это происходило при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.

А еще было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций к некоторым произведениям А.С. Пушкина. И работы великого театрального художника Бенуа. Создал эскизы костюмов и декораций для театральных постановок, балетов и опер. Не буду утомлять вас перечислением всего, что было сделано на этом поприще: другому художнику хватило бы только театрального творчества для жизни в изобилии. Сколько стоит участие в управлении МХАТ вместе с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!

Иллюстрация к поэме Пушкина к А.С. «Медный всадник

Сцена из трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы

Эскиз декорации к спектаклю Стравинского «Соловей

Итальянская комедия

Итальянская комедия

Революция 1917 года железным кулаком стерла с лица земли огромное количество проектов и предприятий Александра Николаевича Бенуа, и он стал работать в различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.

С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план генеральной экспозиции музея, который заметили и заметили еще оставшиеся в России любители живописи.

С 1926 года художник живет и работает в Париже. Картины он уже практически не пишет: его просто съедает тяга к родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…

И воспоминания. Только самые драгоценные воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.

Мир искусства

В 1898 году Бенуа с компанией единомышленников организовал компанию и основал журнал с общим названием «Мир искусства». Александр много пишет как искусствовед, публикует статьи по истории и развитию русской живописи, занимается пропагандой современного искусства в противовес закостенелым догматам Академии художеств. Народные промыслы, архитектура, декоративно-прикладное искусство, графика , иллюстрирование и книгоиздание, организация выставок русских и зарубежных художников, казалось, не было места, куда бы вторглись лидеры объединения.

Наряду с работой в «Мире искусств» Бенуа занимается книжной иллюстрацией и делает это отлично, часто выходя за рамки общепринятых. Таким образом, великолепные рисунки к поэме Пушкина «Медный всадник» стали известны только благодаря Сергею Дягилеву, давнему другу художника. Дягилев купил этюды, объявил их декадентскими и опубликовал вместе с работами в журнале «Мир искусства». Эффект был похож на взрыв бомбы, поэтому они были с энтузиазмом восприняты критиками и читателями.

Особого внимания заслуживает работа художника над повести Пушкина «Пиковая дама». Детали старинного интерьера, костюмы главных героев — все проникнуто духом времени. Бенуа удивительным образом сумел передать в рисунке трагическую атмосферу событий, описанных в произведении.

Годы существования компании — время, когда в полной мере раскрылся многогранный талант Александра Бенуа. К сожалению, после революционных потрясений 17-го года многие соратники художника были вынуждены эмигрировать, и в 1927 году «Мир искусства» прекратил свою деятельность.

Любовь к театру

На протяжении всей жизни Бенуа проходит красной нитью любви к театру. Вспоминая свое детство, художник отмечает, что уже тогда его тянуло и очаровывала магия актерского мастерства.

Александр был убежден, что только искусство театральной сцены способно органично соединить слово, танец, музыку и живопись.

На протяжении многих лет артист имел возможность работать над декорациями и костюмами в постановках :

  • произведение «Месть Амура”;
  • балет «Сильвия”;
  • произведение «Смерть богов”;
  • балет «Padiglione dell’Armida”;
  • в контексте «Русских сезонов»: «Сильфиды», «Жизель», «Соловей”;
  • балет «Петрушка”;
  • спектакли «Воображаемый пациент», «Невольный брак», «Трюфель», «Хозяйка”;
  • «Маленькие трагедии”.

Это лишь малая часть того, что Бенуа сделал как театральный художник. Эскизы к спектаклям «Спящая красавица», «Кармен», «Свадьба Психеи», «Пиковая дама», «Дама с камелиями», «Императрица скал» — настоящие шедевры театрального искусства.

Иллюстрации к классике

В советские годы художник иллюстрировал произведения Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» была задумана иллюстратором как полный набор книг, так как это был подход, принятый миром искусства.

Бенуа выбрал для этого цикла сдержанную цветовую схему, а сами графические среды были довольно скудными: художник избегал мелких деталей, но давал волю воображению. Иллюстрации точно воссоздают мрачную атмосферу пушкинского стихотворения. Безумный Евгений, как тень, блуждает по мрачному мистическому Петербургу, преследуемому призраком конной статуи. Этот цикл стал своеобразным синтезом экспрессионизма и современности.

«Охватить предмет как можно шире и изучить как можно глубже»

Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. Здесь он подошел к Сергею Дягилеву и другим участникам будущего «Мира искусства». Некоторое время он посещал вечерние занятия в Академии художеств, где брат Альберт обучал его основам рисования.

Александр Бенуа считал, что только через самообразование можно достичь совершенства в своей профессии. При жизни изучал изобразительное искусство, стал блестящим искусствоведом. Среди его работ — глава о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века», «История живописи всех времен и народов», один из лучших путеводителей по Эрмитажу и многое другое.

Петербург глазами художника

Бенуа любил свой родной город, и в его произведениях, посвященных Петербургу, его невозможно не услышать. Он несколько раз вернется к теме «Петербург на рубеже XVIII-XIX веков». Именно пейзажи пригородов северной столицы предстали широкой публике как первые работы начинающего художника.

В начале 1900-х годов работы художника с видами на старый город, фонтаны и парки Петергофа издавались в виде открыток. На этом настаивал сам Бенуа, надеясь, что такой формат будет способствовать воспитанию и развитию культуры.

Спустя годы Александр снова рисует Петербург. Петр I в Летнем саду и Павел I в парадной форме оживают в творчестве художника. Так любимая и близкая художнику тема русской истории — лейтмотив этих картин.

В 1902 г в журнале «Мир искусств» была опубликована статья А. Бенуа «Живописный Петербург». Прекрасный образец публицистики дополняют авторские акварели, гравюры Анны Остроумовой, работы Николая Лансере и Осипа Браза.

«Если красиво, то вообще, вернее, огромными кусками, большими ансамблями, широкими панорамами, подкрепленными известным типом: примитивным, но красивым и величественным», — писал Александр о своем родном городе. Спустя десятилетия, вдали от родной земли, художник с любовью и неизбежным желанием вспоминал «Петровское творение.

Идеолог журнала и группы «Мира искусства»

С именем Александра Бенуа связано становление и деятельность ассоциации «Мир искусства», которая, что интересно, возникла по подражанию знаменитому Пиквикскому клубу, описанному великим Чарльзом Диккенсом. Изначально кружок назывался «Пиквики с берегов Невы», а затем получил свое окончательное название. Это объединение часто называли «кружком Бенуа-Дягилева» по именам его основных членов.

В немецком поселении

Мирские художники много сделали для русской культуры. В отличие от официальной живописной культуры, воплощенной в Академии художеств, новаторские объединения стали исповедовать новую эстетику, сочетающую в себе японский язык, лучшие достижения импрессионизма и постимпрессионизма, а также тонкую стилизацию искусства прошлых эпох будь то рококо или неоклассицизм. Такие объединения в Европе назывались сецессиями (от латинского secession — отделение, ветвь).

В России это слово не прижилось. Его почти никогда не применяли к национальным художественным объединениям, но ассоциации из мира искусства и Союза художников России идеально соответствовали определению сецессии.

Интерьер. 1900 г

Они активно вели выставочную деятельность, любили простые тонкие однотонные рамы, отказались от пышной рамы с позолотой, были сторонниками развешивания ленты работ, считая это более демократичным, чем развешивание гобеленов. Художники «Мира» активно совмещали на одной выставке разные жанры и виды искусства, большое внимание уделяли тематическим выставкам.

Вид на решетчатый павильон и фонтан Евы в Петергофе

Они были страстными германофилами. Большинство членов клуба знали немецкий язык и читали знаменитый журнал Die kunst (Искусство). В те годы в Петербурге были очень популярны художники Генрих Фогелер, Томас Теодор Гейне, Юлиус Клингер и Йозеф Саттлер.

Переезд за границу

В 1926 году мастер совершил командировку в Париж, откуда не вернулся. За границей он был востребован как иллюстратор и сценограф, но продолжал писать пейзажи и исторические сцены. Его любовь к России была настолько велика, что он никогда не забывал свою родину и по памяти писал виды пригородов Санкт-Петербурга, а создавая пейзажи Франции, он был верен эстетике объединения «Мир искусства» с его характерным ретроспективизмом.

Прогулка императрицы Елизаветы — 1906 г

«К простейшим и вернейшим изображениям действительности»

На формирование авторского стиля художника Бенуа оказали влияние культура Петербурга, зарубежные поездки и изучение западноевропейского искусства.

«Во мне« пассизм »начал проявляться как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве… Многое в прошлом давно кажется хорошим и знакомым, может быть, даже более знакомым, чем настоящее. <…> У меня тоже есть более нежная, более любящая прошлое, чем настоящее».
Алессандро Бенуа

Особенно часто Бенуа пишет царский Петербург и его дворцово-парковые комплексы, сцены из жизни исторических личностей, пейзажи Франции и парки Версаля.

Бенуа написал «Азбуку в картинках» и создал иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Пушкина, вошедшим в историю книжной графики.

Особое место в его творчестве занимает театр. Бенуа создал сценографию спектаклей, разработал костюмы. Помогал оформить несколько спектаклей для русских сезонов в Париже.

Особенности творчества

На рубеже XIX и XX веков в русский язык вошло слово «ретроспективизм». Это слово обозначало интерес к прошлому, проявившийся в произведениях живописи и графики, содержащий прямую стилизацию под прошлые эпохи. Под карандашом и пером К. Сомова и Александра Бенуа прошлое буквально ожило, стало ощутимым и динамичным. Помимо картин на исторические темы, автор рисовал карандашом портреты и оставил потомкам целую галерею портретов своих современников. Среди них портреты, например, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, М. Эфроса, И. Е. Грабаря и других известных людей.

Талантливый историк

Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и талантливым искусствоведом и критиком. Во времена его юности еще не существовало истории искусства как самостоятельной дисциплины. Была только художественная критика, представленная жанрами эссе и аналитической статьи (чаще всего это были обзоры выставок).

Вид на Монплезир и тело Екатерины в Петергофе

Вскоре автор начал пробовать свои силы в написании серьезных текстов по истории искусства. Широко известен уникальный случай, когда он захотел интегрировать книгу Ричарда Мютера (1860–1909) «История живописи». Издав эту книгу в России, Александр Николаевич добавил .. главу по истории русской живописи. Ему казалось несправедливым, что изобразительное искусство России не нашло отражения на страницах столь серьезного столичного издания. Лирика была очень талантливой и выдерживала соперничество с оригинальными манерами Мютера.

Фонтан

Это был беспрецедентный пример добавления книги иностранного автора. В советское время книги западных авторов (не только искусствоведов, но и философов и литературоведов) часто снабжались громоздкими предисловиями и послесловиями, в которых давалась критическая оценка зарубежных эстетических теорий. Но больше не было случаев, чтобы российский автор писал главу в качестве инициативного дополнения к зарубежной книге по истории искусства. Бенуа создал уникальный прецедент. Впоследствии к этой блестящей работе были добавлены и другие специализированные тексты по искусству. Некоторые работы автора были опубликованы в СССР даже после того, как он покинул страну.

После революции художник много работал иллюстратором и сценографом. Несколько лет он руководил картинной галереей Эрмитаж. Современная выставка Эрмитажа во многом основана на принципах, разработанных Александром Николаевичем, и эти принципы выдержали испытание временем.

Смерть и наследие

Александр Бенуа умер в 1960 году, за несколько месяцев до своего 90-летия. В 1965 г в СССР вышла монография М. Эткинда о художнике. Это была чуть ли не первая книга о русском художнике, чья жизнь и творческий путь закончились за границей.

Аполлон и Дафна, 1908 год

известно, что режиссеры обратились к авторской работе. Его образы оживают в некоторых фильмах. Особенно это актуально для сцен, где действие происходит в ландшафтных парках.

При воссоздании «парковых эпизодов» в кино, особенно если необходимо было воспроизвести Версаль, режиссеры часто опирались на его работы. В фильме Э. Лотяну «Анна Павлова», где есть сцена из собрания кружка «Мир искусства», роль художника исполнил известный актер Анатолий Ромашин (1931-2000).

1/8 Для художников и искусствоведов Александр Николаевич Бенуа всегда оставался примером человека, серьезно относившегося к культурному наследию прошлого и воплощавшего в своем творчестве любовь к прошлому.

Французские акварели

В 1896 году Александр уехал во Францию ​​и провел там почти два года. Яркие впечатления от путешествия отражены в картинах того периода. Версаль в солнечном свете и за пеленой дождя, прогулки гениального Людовика XIV — темы, легшие в основу зарисовок Версаля. Спустя десять лет, когда в России начнутся приступы революционной лихорадки, Бенуа вернется во Францию. Кульминацией этого путешествия станет вторая серия «Версаль». Критики отметили, что новые работы мастера превосходят предыдущие по насыщенности содержания, использованию различных техник и материалов.

Французская тема стала одной из главных в творчестве Бенуа, но часто вызывала неоднозначную реакцию критиков: одни видели в работах Бенуа выражение индивидуальности художника, другие упрекали акварелиста в чрезмерном интересе к ретроспективизму — тенденции, в которой основное Темой для создателя стали «события прошлых лет, легенды глубокой древности”.

Но оба согласились, что талант Бенуа заставил его по-новому взглянуть на работы акварелистов, признав их подлинными шедеврами наряду с монументальной живописью.

Александр Бенуа в комиссии Горького

Александр Бенуа боролся за сохранение культурного наследия. Сразу после Октябрьской революции он тесно сотрудничал с Максимом Горьким в Комиссии по охране памятников искусства. Художник одним из первых посетил Зимний дворец после штурма и описал его в своих воспоминаниях.

Бенуа помог восстановить деятельность Русского музея и подготовил новую художественную выставку XVIII-XX веков. Впоследствии художник возглавил картинную галерею Государственного Эрмитажа и параллельно вёл исследовательскую работу.

Он также работал над реставрацией архитектурных памятников Санкт-Петербурга и его пригородов и освещал результаты своей работы в серии статей.

«Это собственность народа, это наше благо, и мы должны делать все, что в наших силах, чтобы люди осознавали это и владели тем, что принадлежит им по праву. Сама идея национальности любого искусства, всего, в чем люди из народа вкладывают свои идеалы красоты, эта идея должна теперь проявиться и ожить с особой силой».
Алессандро Бенуа

Первые успехи

В 1893 году Общество русских акварелистов организовало очередную выставку. Александр представляет публике свои первые работы. Слегка размытые очертания, легкая дымка — все это впоследствии станет отличительной чертой работ художника.

Бенуа, картины которого не остаются незамеченными, по мнению критиков, объявил себя талантливым мастером-акварелистом. Илья Репин с восхищением отзывался о творчестве молодого мастера, отмечая технику, стиль, некоторую наивность картин и одновременно глубину и силу.

Через год об Александре заговорили не только как о практикующем, но и как о теоретике изящных искусств. Причина в том, что он написал статью о русской живописи, которая вошла в сборник немецкого искусствоведа Рихарда Мютера «История живописи XIX века», опубликованный в одном из мюнхенских издательств.

Отъезд из России

После событий 1917 года Бенуа почти не работал акварелистом. Критики сходятся во мнении, что в эти и последующие годы мастер не создал ничего достойного внимания. Принимал активное участие в работе различных организаций, занимающихся охраной памятников Петрограда, в реорганизации Русского музея. Возглавляя Картинную галерею Эрмитажа, Александр составил отличный каталог и опубликовал его под названием «Путеводитель по Картинной галерее Эрмитажа”.

В 1926 году Бенуа уехал во Францию. Причиной послужило предложение работы в постановках Гранд-оперы. Художник больше не вернулся в Россию. За рубежом он востребован как художник-постановщик. Но ностальгия не отпускает, и Бенуа пишет свои воспоминания, рисует по памяти улицы старого Петербурга и его окрестности. Его последние картины вошли в серию «Воспоминания”.

9 февраля 1960 года — день смерти Александра Николаевича Бенуа. Художник ушел из жизни в год своего 90-летия. Талантливый акварелист похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

Читайте также: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов: биография и творчество

Оцените статью
Блог про картины