Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов: биография и творчество

Картины-элегии мастера символизма В.Э. Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Мусатов родился в Саратове в 1870 году. Мальчик унаследовал от отца редкое отчество (производное от названия военных кораблей), а позже взял двойную фамилию Борисов-Мусатов. Это возникло из-за того, что Виктор обожал своего удивительного деда Бориса и хотел подчеркнуть это в своей фамилии. Родители Виктора были среди бывших слуг.

В.Е. Борисов-Мусатов (1870-1905). Автопортрет.
В.Е. Борисов-Мусатов (1870-1905). Автопортрет.

С шести лет мальчик настолько увлекся рисованием, что с четырнадцати лет посвятил себя только рисованию. Основам он обучался у художника В.В. Коновалова и в Саратовском обществе любителей художеств, а также с большим вдохновением изучал картины выдающихся мастеров, собранные в Саратове. Одна из самых ранних работ, которая сейчас хранится в Третьяковской галерее, — это картина «Окно».

В 1890 году молодой человек много учился у профессиональных художников. Учился у Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также в Академии художеств в Санкт-Петербурге (покинул Академию по состоянию здоровья), а затем в Париже в частной лаборатории «Ателье Корман» (где Рериха).

Художник принимает активное участие в выставках, в том числе выставках Московского общества любителей художеств, Московского союза художников, Общества «Мир искусства». В 1904 году владелец берлинской частной галереи помог Борисову-Мусатову в организации персональных выставок в Берлине и Гамбурге.

Зная творчество мастеров разных стилей и направлений, живописец особенно интересовался символизмом и импрессионизмом. Ее любимой темой было изображение девушек в старинных платьях на фоне старинных усадеб. Среди известных картин, например, такие: «Автопортрет с сестрой», «Призраки», «Весна».

В.Е. Борисов-Мусатов. «призраки». 1903 г.
В.Е. Борисов-Мусатов. «призраки». 1903 г.

У Виктора Эльпидифоровича была довольно непростая жизнь, которая вскоре закончилась. В детстве он получил тяжелую травму позвоночника, из-за чего всю жизнь страдал от болей в спине и не мог жить в любом климате (по этой причине он бросил Петербургскую Академию художеств). Перенесенные операции и ухудшение здоровья привели к тому, что в 1905 году, прожив всего 35 лет, художник скончался.

Расцвет творчества

В начале ХХ века художник достиг мастерства, живописно определился и утвердился в идеологической теме. В это время из-под кисти Борисова-Мусатова выходят известные картины с названиями:

  • Весна (1901 г),
  • Гобелен (1901),
  • «Тихая жизнь с цветами» (1902),
  • «Пруд» (1902 г),
  • Колокола (1903),
  • «Призраки» (1903),
  • «Изумрудное ожерелье» (1903 г),
  • «Время прогнозов» (1904 г),
  • «Весенняя сказка» (1904),
  • Реквием (1905) …

С 1901 года Борисов-Мусатов едет в Саратовскую губернию в поисках природы и находит совершенно увлекательные и в то же время унылые места, усадьбы, где практически не бывает хозяев. В Зубриловке, принадлежавшей княжескому роду Голицыных-Прозоровских, художник пишет работы, отмеченные на девятой выставке Московского товарищества художников. Его сестра Елена позирует для этюдов. Затем к ней присоединяется однокурсница артистки Елена Александрова, за которую она вскоре вышла замуж. В 1904 году у них родилась дочь Марианна.

Страсть к созерцанию и рисованию

Обострившаяся с годами болезнь наложила отпечаток на характер Виктора: он рос мечтателем и мыслителем. Интересно, что в нем не было ни капли гнева на мир и людей за то, что он не такой, как все. Он любил уединяться в живописных уголках на берегу Волги и любоваться великолепными видами. В 6 лет начал рисовать, в 14 лет поступил в настоящую школу. Он плохо ладил с математикой и другими точными науками, но рисовал с удовольствием. Он самоотверженно изучал доступные материалы о жизни и творчестве именитых художников, долго рассматривал их картины из собраний саратовских музеев. Педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев обратили внимание на очевидный талант своего подопечного и посоветовали ему серьезно заняться рисованием.

Творчество мастера

Увлеченный импрессионизмом в ранний творческий период, Борисов-Мусатов продолжил свои исследования, так как в импрессионистском подходе ему не хватало духовности и поэзии. Он нашел духовную составляющую в русском символизме, который в те годы охватывал не только художников, но и философов и писателей. Для одних символика приобрела религиозное и мистическое значение, для других — свелась к духовным поискам. Борисов-Мусатов относился ко второй категории представителей искусства.

В своих ранних работах художник работал в основном над эскизами пейзажей, но уже в середине 1890-х годов его все больше вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно растворяется на фоне природы, а в более зрелых произведениях мастер подчиняет пейзаж настроению и эмоциям персонажа.

Создав собственный стиль живописи для пейзажей, который можно охарактеризовать как сочетание импрессионистического пленэризма и декоративизма, художник смог с его помощью передать зрителю свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы. Декоративизм проявился в том, что художник полностью переработал впечатление от увиденного на пленэре в нечто декоративное, выражающее определенный символизм духовного мира. Его картины были настолько красивы и мелодичны, настолько увлекали зрителя, что их часто называли элегиями.

В.Е. Борисов-Мусатов.
В.Е. Борисов-Мусатов. «Водопад». 1902 г.

Главный мотив художника — старинные усадьбы и прогуливающиеся по ним девушки. Именно эта тема помогла ему выразить свою мечту о гармоничном мире, полном высокой поэзии.

В.Е. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г.
В.Е. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г.

Физически репрезентации имений прошлого способствовало посещение разрушенного имения в Зубриловке, а также других имений. Психологически художник несколько раз возвращался к этой теме, пытаясь уйти от хаоса настоящего. Смена веков ознаменовалась для него переходом в жестокий железный век с бесконечным стремлением общества к наживе, пошлостью жизни, скукой и однообразием. В этом смысле изображения красивых женщин в старинной одежде и интерьерах стали для Борисова-Мусатова возможностью, хотя бы мысленно, побывать в мире красоты.

Одной из первых значительных картин с отголосками прекрасного прошлого стала работа «Автопортрет с сестрой». В более поздние годы художник часто писал свои работы вместе с сестрой или женой. Специально для этого фото для ее сестры было сшито старинное платье, которое помогло художнику выразить ностальгию по ушедшей эпохе. Сине-зеленый фон, характерный для полотна, впоследствии стал основным для других работ.

В.Е. Борисов-Мусатов. «Автопортрет с сестрой». 1998 год
В.Е. Борисов-Мусатов. «Автопортрет с сестрой». 1998 год

Настоящий расцвет живописи Борисова-Мусатова пришелся на начало ХХ века, когда мастер достиг зрелости в своем творчестве и окончательно утвердился в живописной манере и в выбранной теме. Именно тогда он создал такие значимые картины, как «Весна», «Гобелен», «Пруд», «Изумрудное ожерелье», «Реквием» и многие другие. Удивительная легкость мазка в этих и других работах во многом объясняется тем, что художник использовал для этого больше подходящие пастели, чем масло, акварель или гуашь.

В.Е. Борисов-Мусатов.
В.Е. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье». 1903–1904

Рекорды, стоимость картин Борисова-Мусатова

Давайте определимся, сколько стоят картины Борисова-Мусатова на данный момент. Учтите, что они редко появляются на аукционах. Давайте начнем с рассмотрения некоторых из самых значительных отклонений за последние несколько десятилетий.

В ноябре 2014 года работа «Кавказские горы» появилась на аукционе MacDougall. Она была создана после гастролей художника по Кавказу и Крыму в 1895 году. После смерти художника картина перешла к его жене Е. В. Александровой, затем художнику Ю. Милкину, а затем попала в Британию в руки частного коллекционера. Картина была продана на аукционе с эстимейтом 50-70 000 фунтов стерлингов и была продана внутри картины за 65 000 фунтов стерлингов (102 000 долларов).

В.Е. Борисов-Мусатов. «Кавказские горы». После 1895 г
В.Е. Борисов-Мусатов. «Кавказские горы». После 1895 г

В 2004 году была продана картина «Пастухи со стадом ночью». В этой работе стадо даже менее детализировано, чем на картине «Дафнис и Хлоя», поскольку в обоих случаях животные призваны лишь отражать идею, а не заставлять зрителей рассматривать их подробно. Работа была продана на аукционе за 245 000 долларов.

В.Е. Борисов-Мусатов. «Ночью пастухи со стадом». 1895 гр.
В.Е. Борисов-Мусатов. «Ночью пастухи со стадом». 1895 гр.
В.Е. Борисов-Мусатов. Дафнис и Хлоя. 1901 гр.
В.Е. Борисов-Мусатов. Дафнис и Хлоя. 1901 гр.

Но самая значительная распродажа касается картины «Последний день», которая была предложена покупателям на Sotheby’s в 2006 году. Эта пастель — один из лучших образцов самого драгоценного периода творчества художника. Пять лет до 1903 года Борисов-Мусатов жил в Саратове, где часто находил тишину и покой в ​​старинных усадьбах, а в 1904 году создал серию пастелей с прогуливающимися девушками, живущими в подмосковном имении Введенское.

В отличие от К. Сомова, который также любил затрагивать тему старины, Борисов-Мусатов не пытался тщательно описывать женские лица, одежду или их окружение. Но ему удалось отлично передать атмосферу дня, то спокойствие и неторопливость, с которыми женщины выходят на прогулку.

После реализации картины В.Е. Направник, сын главного режиссера Мариинского театра Е.Ф. Гуйда. На аукционе он был продан с эстимейтом 200–300 тысяч фунтов, а продан за 702 тысячи фунтов (1,3 миллиона долларов).

В.Е. Борисов-Мусатов.
В.Е. Борисов-Мусатов. «Последний день». 1903 г.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Борисова-Мусатова. Если вы посмотрите на данные о продажах на аукционах, вы также можете найти недорогие процедуры до десяти тысяч долларов. В следующем разделе мы поговорим о том, как определить цену конкретного холста, как и где продать картину Борисова-Мусатова.

Фотография в творчестве художника

Фотография представляет интерес для Виктора в его парижский период. Он дал мгновенную фиксацию творческой идеи во всех деталях, фотографический набросок, с помощью которого художник создавал живописные и графические работы. Так были написаны «Автопортрет с сестрой» (1898 г.), «Спящая девушка» (1901 г.), «На балконе» (1899 г.). Купив фотоаппарат Kodak, Виктор терпеливо изучал фотографию. Художнику сблизились модели, которые впоследствии превратили фотографические зарисовки в самостоятельную форму творчества, он начал фотографировать не только для получения «пользы» в своем творчестве. Фотоаппарат художника и около 70 пластинок сохранились до наших дней и хранятся в Саратовском доме-музее в Борисове-Мусатове.

Экспертиза картин Борисова-Мусатова

Перед продажей рекомендуется оценить картину Борисова-Мусатова, чтобы цена не оказалась завышенной или заниженной. Лучше всего с этой задачей справится специалист, который сможет изучить полотно в лаборатории и провести на их основе информативное исследование. Для проведения экспертизы росписи Борисова-Мусатова рекомендуется обратиться в Центр научных экспертиз. Бенуа.

Признание за границей

В начале 1904 года глава частной галереи в Берлине организовал персональные выставки художника за границей: публика и европейские критики были в восторге. Но на родине высокое признание никоим образом не повлияло на уровень жизни семьи Борисовых-Мусатовых. К тому же физическое состояние художника не позволяет ему работать в нужном темпе, а поиски гармоничного мира с нарастающей силой толкают его к мольберту. Противостояние желаний и возможностей требует слишком много энергии, деньги тратятся на лечение, а улучшения нет.

Первый успех

Первая законченная картина художника написана в «допарижский» период. Цветы в мае были представлены на 17-й Московской студенческой выставке 1894 года и сразу же были куплены. Это был большой успех и, как потом показала жизнь, исключение из печального правила: художнику всегда приходилось нелегко продавать свои картины. Полученные средства позволили Борисову-Мусатову отправиться в поездку на Кавказ и в Крым, где его увезли с природоведческих занятий.

Среди первых работ художника есть картины, полюбившиеся зрителю своей особой чистотой и выделившиеся как главные, прославившие художника. Самым значительным из этих произведений, пожалуй, самым важным в творчестве Борисова-Мусатова является «Мальчик с собакой» (1895 г).

Стилистика и темы

Как художник Борисов-Мусатов развивался, впитывая стиль Поленова и каллиграфию французских импрессионистов. Двойное влияние особенно заметно в ранних произведениях. Затем живописец полюбил «нежные плавные краски». Позже его предпочтения будут на стороне русского символизма, что и понятно: в те годы он возьмет под контроль умы всей творческой интеллигенции. «Мечтаю создавать целые симфонии», — сказал художник. Как любой символист, он бредил голубизной ясного неба, цветом озарения и святой истиной, ища свой свет в мрачной повседневной жизни. И я его нашел.

Пейзажи были характерны для ранних работ художника, но в середине 1890-х годов он ввел в них человеческие фигуры. Борисов-Мусатов, чьи картины из самых ранних его произведений завораживают с особой нежностью, с годами все больше интересовался умиротворенной атмосферой заброшенных дворянских усадеб. Забытые усадебные парки, дикие пруды, дикие тропы и молодые самки в старинных одеждах — словно явления уходящего возраста, его последние отголоски — станут любимой темой художника.

Учёба в столицах

В 1890 году Виктор уехал в Москву и поступил в художественное училище. Проучившись около года, он продолжает учебу в Санкт-Петербурге — столичная Академия художеств привлекает более престижным образованием. Но под влиянием капризов прибалтийской погоды здоровье с каждым годом ухудшается, которое и без того очень слабое. Два года спустя климат северной столицы заставил Виктора вернуться в Москву и продолжить обучение в классе Василия Поленова. Последний период обучения здесь — с 1893 по 1895 год. Затем в течение трех зимних сезонов Виктор учится в Париже в частной художественной студии. Репутация Ателье Фернана Кормона была безупречной. Имена студентов делают честь студии: Винсент Ван Гог, Луи Анкетен, Н.К. Рерих, В.И. Альбицкий и другие известные «кормониты», как их называли в мире искусства. На лето Виктор всегда возвращался в Саратов.

Желанное умиротворение

Денег на жизнь в столице по-прежнему не хватает. Из Саратова художник переехал в Подольск, затем в Тарусу, куда Виктора Борисова-Мусатова пригласил известный персонаж и искусствовед Иван Владимирович Цветаев. Здесь, в спокойной тишине, на окраине города, художник много писал и ждал крупного заказа, надеясь улучшить положение семьи. Иногда я выходил к Василию Дмитриевичу Поленову, который жил неподалеку. Дикая природа и оторванность от мира способствовали погружению художника в желанный мир фантазий и грез. Здесь родились пейзажи «Куст лесного ореха», «На балконе. Таруса», «Осенняя песня». Яркие названия монументальных полотен Борисова-Мусатова говорят сами за себя: «Сон божества», «Летняя мелодия», «Осенний вечер». В письме другу художник признается, что в Тарусе «сотворил свою жизнь».

Читайте также: Картины Бенуа с названиями: биография художника

Оцените статью
Блог про картины