Василий Дмитриевич Поленов: биография и самые знаменитые картины

Биография и творчество художника Василия Поленова

Художник Василий Поленов родился в июне 1844 года в Санкт-Петербурге в большой дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным в столице археологом и библиографом, секретарем Русского археологического общества, любителем искусства, изучал летописи и историю.

Мать художника Мария Александровна (в девичестве Воейкова) была детской писательницей, занималась живописью.

В детстве будущий художник много времени проводил в имении бабушки В. Н. Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова. Вера Николаевна после безвременной кончины родителей воспитывалась в доме Гаврилы Державина, хорошо знала историю России, знала народную поэзию, сказки и былины. Бабушка много времени уделяла внукам, поощряла их увлечение рисованием, устраивала детские творческие конкурсы, на которых победительница, как и в Академии, была награждена медалью.

Для наиболее одаренных детей (старшего Василия и младшей Елены) учителей живописи наняли из числа студентов Академии художеств, так в доме Поленовых появился П.П. Чистяков, встреча с которой стала поистине роковой для Василия Поленова.

С 1861 по 1863 год Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии, которая располагалась в городе Петрозаводске. После окончания средней школы Василий вместе с братом Алексеем поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. А после уроков вольным учеником он посещал занятия в Академии художеств, изучал анатомию, посещал курсы гражданского строительства, изучал начертательную геометрию и историю изобразительных искусств, пел в студенческом хоре и даже сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Василий Поленов оставил университет и стал постоянным учеником полноценного класса Академии художеств.В 1867 году молодой художник окончил курс Академии художеств с серебряными медалями за рисунок и этюды, участвовал в конкурсе на золотую медаль по классу исторической живописи.

В январе 1868 года Поленов вернулся в университет, но уже на юридическом факультете, в 1871 году защитил диссертацию на тему «О значении искусства в приложении к мастерству».

В 1869 году картина «Иов и его друзья» получила небольшую золотую медаль.

Иов и его друзья

В 1871 г. Василий Поленов был награжден большой золотой медалью за конкурсную работу «Христос воспитывает дочь Иаира», а в 1872 г., будучи пенсионером Академии, совершил шестилетнюю поездку за границу в страны Европы.

Христос воскрешает дочь Иаира

Художник посетил Мюнхен и Вену, Флоренцию, Неаполь и Венецию, некоторое время жил и работал в Париже, где, среди прочего, написал картину «Арест графини Этремонт» — за эту работу в 1876 году Поленов был награжден звание академика.

Арест гугенота якобинца де Монтебель, графини Этремонт

Картина «Право хозяина», написанная в Германии, будет продана Павлу Третьякову за большие деньги — меценат был настолько впечатлен полотном, что купил его без торга.

Учитель прав

Забавный Цезарь

В 1874 году Василий Дмитриевич по приглашению И.Е. Репина приезжает на туристический курорт Веул (Нормандия), где пишет знаменитые картины «Берег Нормандии» и «Рыбацкая лодка». Этрета. Нормандия».

Побережье Нормандии

Рыболовная лодка. Этрета. Нормандия

Италия мне не кажется такой, какой ее обычно представляют. Почему-то я почти не вижу желто-красных тонов, кроме заката, но больше думаю о серебристо-оливковом, то есть сером.

Это впечатление от Италии художник показал в картине «Итальянский пейзаж с крестьянином».

Итальянский пейзаж с крестьянином

Душ

За два года до окончания зарубежной поездки Поленов начал ходатайствовать о досрочном возвращении на родину.

Вы поездка за границу во многом помогли мне, важно то, что все, что я делал до сих пор, не идет хорошо, все это нужно бросить и начать снова, очень хорошо. Здесь я пробовала и пробовала все виды живописи: историческую, жанровую, пейзажную, морскую, портрет с головы, изображение животного, натюрморт и так далее и пришла к выводу, что мой талант ближе к пейзажу, бытовому жанру, чем заняться.

В 1876 году художник вернулся в Россию и вскоре оказался в русско-турецкой войне официальным художником в главной квартире наследника цесаревича (будущего императора Всероссийского Александра III). Василий Дмитриевич создает для журнала «Пчела» целую серию иллюстраций о жизни армии в войне. Но батальные полотна он не писал.

Комната командира отряда Рущука Великого князя Александра Александровича в Брестовце

В письме к российской певице Марье Климентовой-Муромцевой артистка объясняет свое настроение следующим образом:

Сюжеты обезображивания человека и смерти слишком сильны по своей природе, чтобы их можно было передать на холсте, по крайней мере, я до сих пор чувствую в себе какой-то изъян, не понимаю, что это на самом деле, там так ужасно и так просто.

Вернувшись с войны, Поленов увлеченно работал в области театрально-декоративной живописи, с 1882 года он стал преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где работали И.И. Левитан, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, А.Я. Головин, Е.М. Татевосян и ряд других художников, ставших впоследствии известными.

В 1878 году на VI передвижной выставке Поленов представил свою картину «Московский дворик», написанную с натуры в одном из переулков Арбата. Успех картины был оглушительным и совершенно неожиданным для автора, которого с этого момента назвали основоположником нового жанра в живописи — интимного пейзажа.

Московский дворик

Сам Поленов не любил «Московский дворик» и писал в сопроводительном письме к картине:

К сожалению, у меня не было времени заняться чем-то более значимым, но я хотел выступить на передвижной выставке с чем-то приличным, надеюсь в будущем выиграть потраченное время на искусство.

В 1879 году художник стал членом Товарищества передвижных художественных выставок».

После «Московского двора» художник приобрел славу мастера эпического пейзажа, и эта слава растет только после произведений, написанных после путешествия по Оке и Ближнему Востоку в местах, связанных с колыбелью христианства.

 

Из поездки по святым местам Поленов привозит картину «Христос и грешник», а также другие картины, которые написаны совершенно по-новому для художника.

 

В 1890 году на вырученные от продажи картины «Христос и грешник» Поленов купил небольшое имение на берегу Оки в Тульской губернии, построил дом с художественной мастерской по собственному проекту и назвал его имение «Борок». Художник много работает в этой усадьбе, давая уроки детям из окрестных деревень. Он также строит народный театр и церковь в соседнем селе Бехово.

В 1899 году Василий Дмитриевич отправился в новое путешествие на Ближний Восток, чтобы собрать материал для задуманной художником грандиозной серии «Из жизни Христа». В 1909 году картины из этого путешествия были представлены публике, и выставка имела огромный успех.

 

После Октябрьской революции Василий Поленов продолжает педагогическую деятельность: работает с крестьянской молодежью, создает театральные коллективы, обучает детей основам живописи. В то же время он находит время для творчества: в 1919 году была завершена картина «Разлив на Оке», которая впоследствии будет названа лучшей в следующем произведении Поленова.

 

В 1924 году персональная выставка Поленова была организована в Третьяковской галерее в честь 80-летия художника, а в 1926 году Василию Дмитриевичу было присвоено звание Народного художника РСФСР.

В июле 1927 года Василий Дмитриевич Поленов скончался в своем имении в Борке и был похоронен на деревенском кладбище в деревне Бехово на крутом берегу Оки.

Василий Поленов. Пруд в парке. Ольшанка. 1877

10 картин Василия Поленова

Любовь в жизни Поленова: несчастная и счастливая

Но в любви Поленов оказался действительно аристократом. Его прозвали «рыцарем красоты», знакомые дам уверяли, что Поленов, не замеченный ни в каких случайных отношениях, тоже с изяществом чистит апельсин, как принц. Когда он впервые серьезно влюбился, ему было уже за тридцать. Произошло это в Риме. Поленов часто бывал в творческих кругах, где собирались Адриан и Эмилия Праховы, Савва и Елизавета Морозовы. Там он впервые увидел 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, которая училась оперному искусству в Италии. Пылающее чувство Поленова было настолько сильным, что лишило его слов. Его называли «влюбленным подвижником». Он не осмелился объяснить Марусе. А потом случилось непоправимое: она умерла в результате врачебной ошибки. Ослабленная Оболенская болезнь была ошибочно вакцинирована от оспы, что привело к летальному исходу. Позже смерть сестры-близнеца Веры приведет к созданию мрачной картины Василия Поленова «Больной» — в ней угадают черты как любимой девушки художника, так и ее любимой сестры.
Вторая любовь дошла до Поленова еще более внезапно: в купе поезда он встретил очаровательную женщину. Оказалось, что ее тоже зовут Мария — Мария Климентова, и — вот! — оперная певица, какой могла бы стать Маруся Оболенская. Пораженный совпадением, Поленов страстно и страстно влюбился. Климентова не ответила взаимностью, но и явно не отказалась, приблизив артиста к себе или отвергнув его. Позже эта оперная дива завяжет похожие отношения, основанные не на любви, а на пустом женском тщеславии, с писателем Чеховым. Поленов, возвращаясь из очередной заграничной поездки, с горечью узнал, что Мария Климентова вдруг — нет, она не умерла, как Маруся Оболенская, а выскочила замуж за юриста, запила от неудовлетворенности и присоединилась к карточной игре.
Художник, как всегда, искал утешения у друга Саввы Мамонтова в ее имении в Абрамцево. Только там он отдыхал душой, отдаваясь творчеству. Многие известные картины Поленова были написаны на пленэре Абрамцево, где он создавал декорации к спектаклям, писал к ним музыку, вместе с Васнецовым и Репиным разработал проект и дизайн знаменитой Абрамцевской церкви — «сказочного» Храма Спаса Неудачника ручной работы. Поленов не сразу понял, а потому долго не мог поверить, что родственница Мамонтовых Наташа Якунчикова вздыхает по нему. Он был моложе художника на 14 лет, по своим эскизам вышивал церковные знамена, тепло и тихо любил Поленова. Когда любимая идея всех жителей Абрамцево — церковь — была реализована, Наталья Якунчикова и Василий Поленов первыми поженились там.
Наталья Васильевна станет одной из самых преданных жен русских художников — творчество и картины Василия Поленова составят смысл ее жизни. В семье Поленовых будет шестеро детей. Поленовы приобретут усадьбу Борок под Тарусой (есть знаменитые полотна Поленова с видами на Оку), построят школы и церковь, лично оплатят труд учителей в соседних селах Бехово и Стахово, создадут замечательный народный театр и «диорама» из картин художника Поленова (своеобразное «кругосветное путешествие» для крестьян, не выехавших за пределы родного села) — в общем, они сделают все, чтобы помочь трудным, а иногда и безнадежным русским жизнь хотя бы отчасти становится такой же лучезарной, легкой и красочной, как лучшие картины Василия Поленова.

Василий Поленов. Букет цветов. 1880

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. На лодке. Абрамцево. 1880

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Баржа на реке Оке. 1897

10 картин Василия Поленова

«Они – колорист»: картины Василия Поленова как «протоимпрессионизм»

Родители Поленова пригласили Павла Чистякова научить сына рисованию. Позднее известный педагог, Чистяков был тогда простым учеником. Он сразу оценил дар юного Поленова к цветовой гармонии, превознося его «вам» и объясняя: «Я колорист».
Современники и последователи Поленова оценят его, прежде всего, за ясность и чистоту красок, за почти импрессионистический избыток света и воздуха, нетипичный для русского искусства того времени. Картины Василия Поленова буквально переполнены им. Праздничным заревом зелени поражает не только сияющий «Московский дворик» — его «Сгоревший лес.
Очень скоро покупатели красок в московских магазинах наивно спросят: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете ли, яркие, солнечные, пусть даже дороже!»
Поленов не был художником-психологом или идейным художником, как многие из его путешествующих друзей. Его интересовала художественная сторона дела, соотношение цветов, гармония цвета. В Московском училище ваяния, живописи и архитектуры он познакомит своих учеников, среди которых выделяются Левитан и Коровин, с «химией цветов», с секретами их смешения и нанесения на холст, с возможностями и эффектами их таинственное взаимодействие.

Василий Поленов. Возвестила радость плачущим. 1890

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. За кого меня почитают люди. 1900

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Сказитель былин Никита Богданов. 1876

10 картин Василия Поленова

Василий Поленов. Московский дворик. 1878

Читайте также: Пабло Пикассо: биография и самые известные картины

 

Оцените статью
Блог про картины