- Биография:
- Известные произведения Крамского Ивана Николаевича
- Галерея
- Артель свободных художников
- Иван Крамской — биография
- Детство и юность
- Творчество
- Личная жизнь
- Смерть
- Бунт 14-ти, Артель художников и Товарищество передвижных выставок
- Тяга к творчеству
- Воплощенный сон Веры Павловны
- «Бунт четырнадцати»
- «На гения смахивает»
- Женитьба
- Переезд в Петербург и начало учёбы
- Внезапная «Неизвестная» и портретное проклятье
- «Писал слезами и кровью»
Биография:
Крамской Иван Николаевич (годы жизни — 1837–1887) известен нам сегодня как талантливый портретист и исторический живописец. Его родной город — Острогожск Воронежской области. Именно там, в семье унтер-офицера, родился маленький Ваня. С детства любил рисовать. Каждый раз он брал ручку или карандаш и пытался нарисовать все, что видел вокруг себя. Он любил читать.
К 1850 году, окончив уездное училище, тринадцатилетний Ваня уже начал свой трудовой путь. Он работал сначала писцом, а затем ретушером у друга-фотографа, с которым они объездили почти всю Россию. В 1857 году они прибыли в Петербург, где будущий художник решил остаться, устроившись работать в фотостудию А. И. Денье. В том же году Иван Крамской осуществил свою мечту — поступил в Академию художеств.
Еще во время учебы художник пытался объединить вокруг себя всю активную академическую молодежь. А после учебы вместе с другими выпускниками академии создал Петербургскую артель. Говорят, что царившая здесь атмосфера радушия и взаимопонимания — все благодаря ему.
Тогда Иван Крамской наконец нашел свое призвание портретиста. Его любимой техникой в то время была графика. Именно ее мы сегодня можем наблюдать на портретах И.И. Шишкиной, И. Морозовой, Г.Г. Мясоедовой, Н.А. Кошелевой и других.
Некоторое время Крамской преподавал в Школе искусств при Обществе поощрения художников. По мере того как петербургская артель начала медленно распадаться, она организовала объединение передвижных художественных выставок.
70-80-е годы XIX века стали для Ивана Крамского периодом написания самых известных его произведений («Лесоруб», «Мина Моисеева», «Крестьянин с уздечкой»). Художник все чаще совмещал в своих работах портретную и бытовую тематику («Незнакомец», «Безутешное горе»).
На протяжении своей карьеры художнику часто приходилось выполнять заказы церковного характера, которые были для него одним из основных источников дохода.
Поэтому без преувеличения можно сказать, что Иван Крамской был выдающейся фигурой в культурной жизни России 60-80-х годов позапрошлого века. Талантливый художник, тонкий критик, основатель петербургской артели, он стал идейным вдохновителем целого поколения, определившего новый вектор развития такой отрасли искусства в России, как портретный реализм.
Известные произведения Крамского Ивана Николаевича
Картина «Сирены» написана художником в 1871 году и находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Крамской показал это фото на первой передвижной выставке, которую организовал сам. Картина основана на повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской сказал, что хотел изобразить «не так уж и велико», «возьми луну». Сюжет выполнен свободно по отношению к источнику литературного вдохновения. На картине изображено все изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.
Картина «Н.А. Некрасов в период« Последних песен »» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел оставить след поэт и писатель по русской истории. П. Третьяков поместил портрет в свою галерею. Некрасов по первоначальному замыслу должен был быть изображен в подушках. Однако современники утверждали, что невозможно представить «великого борца» даже в халат. Так, Крамской написал портрет-бюст Некрасова со скрещенными руками. Портрет был завершен в марте 1877 г., но через несколько дней художник начал новый портрет по первоначальному эскизу и закончил его по эскизу поэта смерть в 1878 г. В процессе работы Крамской увеличил размеры холста, сшив его со всех сторон, создал образ «богатыря», из которого убрал из поля зрения любимую собаку Некрасова и его шкафчик рми, что напоминает об увлечении поэта охотой. Картина «Н.А. Некрасов в период« последних песен »» сочетает в себе интимность образа и монументальность образа человека с необычайной душевной силой.
В глубине зала — бюст великого критика Белинского, сыгравшего важную роль в жизни поэта, давшего ему видение мира. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертного одра героя полотна — журнал «Современник», издателем которого был Н.А. Некрасов. Автор ошибочно датировал картину — 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», которое художник назвал «величайшим произведением».
«Спи, страдающий пациент!
Свободный, гордый и счастливый
Ты увидишь свою родину
Баю-баю-баю-баю!»
Картина «Неизвестный» Крамского написана в 1883 году, полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Крамской в своих произведениях придает героиням образ женственности. Это фото получило широкую огласку на 11-й выставке ТПХВ, сопровождалось чуть ли не скандалом. Современникам не понравилось название картины, мы знаем ее как «Незнакомец». С необычайным азартом публика разгадывала загадку художника! В конце концов, ее стали называть «дамой полумира» (содержательной богатой женщиной). В. Стасов писал: «Кокотка в инвалидной коляске». Подтверждением мнения Стасова стал знаменитый набросок к картине с характерной пошлостью. Русская приверженность литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Наталью Филипповну из «Идиота» Достоевского, затем — Анну Каренину — затем неизвестную Блока, а затем и вовсе — воплощением женственности. П. Третьяков эту работу не купил. Картина появилась в галерее во время национализации частных коллекций в 1925 году.
Крамской прекрасно писал свет и воздух, и на этой картине он ярко нарисовал морозно-розовую дымку, несущую ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, героиня носит шляпу Фрэнсиса со страусиным пером, пальто в скобелевском стиле и шведские перчатки. Фоном картины является Невский проспект в Санкт-Петербурге. Несмотря на их эскиз, здания, изображенные Крамским, довольно узнаваемы. Цыганский тип лица героини, слегка презрительное выражение, чувственный взгляд. В чем секрет красоты?
Картина «Безутешная боль» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника Софьи Николаевны. На фото российский артист отражает личную трагедию — потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня постарела и словно «встала» на ноги: сначала она села рядом с катафалком; затем — на стуле; и наконец — остановился у гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Это единственная работа 1880 года, приобретенная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков был не очень заинтересован в покупке картины, так как был уверен, что покупателя не найдет.
В этой работе царит мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбежной меланхолии, и в руках, прижимающих платок к губам: это единственные точки света в композиции, остальное словно растворяется в тенях. На стене картина Айвазовского «Черное море». Он приближает человеческую жизнь к морской жизни, где штормы сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Венок, возложенный на гроб, резко контрастирует с траурным платьем безутешной матери.
Галерея
Жизнь поставила Крамского перед задачей зарабатывать деньги на хлеб и на нужды растущей семьи с помощью картин. Отчасти поэтому в галерее художника есть огромный список портретов, в том числе членов королевской семьи. Как портретист Крамской достиг вершин мастерства и создал множество общепризнанных шедевров. Среди его работ — портреты императора Александра III и членов императорской семьи, писателя Некрасова, доктора Боткина, Павла Третьякова, художников Репина, Айвазовского, Куинджи, Савицкого, писателя Льва Толстого и многих других известных людей, родственников художник, а также русские коммуны.
Самые известные картины живописца:
- Христос в пустыне (1872)
- «Книги преобладали» (1872 г)
- «Девушка с распущенной косой» (1873 г)
- Автопортрет (1874 г)
- «Девушка с кошкой» (1882 г)
- Неизвестно (1883)
- «Безутешная боль» (1884)
- Дети в лесу (1887)
Во всех своих портретах Крамской добивается четкого выделения образа человека, оживляя его с помощью нейтрального фона и грамотно расставляя акценты на лице, прическе, руках и деталях одежды персонажа. Этот прием позволяет зрителю сосредоточиться на личности героя образа, составить его психологический портрет, не отвлекаясь на детали.
В своих великолепных пейзажных работах, которых не так много, художник применил свои открытия с помощью цвета и света и вывел жанр на предельно реалистичный уровень.
Артель свободных художников
После окончания учебы юным художникам пришлось покинуть мастерские Академии, где они не только работали, но и жили, часто у родственников или друзей. Снимать новые квартиры и мастерские было не для чего. Чтобы спасти товарищей от бедности, Крамской предложил создать совместное предприятие — Артель свободных художников.
Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была собственная лаборатория и большая общая комната для встреч. Хозяйством владела жена художника Софья Крамская. Вскоре художники получили заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин. Позже в Артель появилась фотостудия.
Расцвело объединение свободных художников. Иван Крамской занимался бизнесом «Артель» — искал клиентов, распределял деньги. Параллельно писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. Илья Репин был одним из его учеников. Он писал о Крамском: «Это учитель! Его суждения и хвала были очень суровыми и оказали на учеников непреодолимое воздействие».
В 1865 году живописец начал расписывать купола Храма Христа Спасителя в Москве картоном, который создал во время учебы в Академии.
В конце 1869 года Иван Крамской впервые уехал из России, чтобы познакомиться с западным искусством. Он побывал в нескольких европейских столицах, посетил там музеи и картинные галереи. Впечатления Крамского о западных живописцах оставались противоречивыми.
«Сегодня я осмотрел Королевский музей… Все, что я видел, произвело ошеломляющее впечатление».
Иван Крамской передает письмо жене
Когда Иван Крамской вернулся в Россию, у него произошел конфликт с одним из товарищей: он согласился на поездку пенсионера из Академии, что противоречило правилам «четырнадцати». Крамской покинул «Артель», и вскоре объединение свободных художников распалось.
Иван Крамской — биография
Иван Крамской — лидер путешествующих художников XIX века. Самыми известными картинами автора были «Неизвестный», «Мина Моисеева», «Безутешная боль» и серия портретов известных современников живописца.
Иван Крамской вошел в плеяду знаменитых передвижников XIX века и стал одним из величайших реформаторов в мире живописи. Его «Неизвестное» — настоящая жемчужина Третьяковской галереи и гордость русского искусства, которую часто называют русской Моной Лизой.
Это далеко не единственное полотно, прославившее мастера на всей планете. Среди его известных работ такие шедевры, как «Христос в пустыне», «Ночь в лунном свете», «Сирены», «Мина ди Мозе». Для художников разных поколений создатель Товарищества передвижников стал настоящим кумиром и моделью.
Детство и юность
Живописец родился 8 июня 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии. Его отец, служащий, мечтал, чтобы сын по его примеру стал служащим и получил хорошую должность в госструктурах.
Однако у судьбы были совсем другие планы. После знакомства с художником-любителем соседа Михаила Тулинова Ваня увлекся рисованием. С тех пор мир искусства прочно вошел в жизнь начинающего автора, и вся его дальнейшая биография связана с созданием картин.
Иван Крамской в детстве
Начальное образование молодой человек получил в родном Острогожске, который окончил с отличием по всем дисциплинам. В 12 лет Иван потерял отца, поэтому был вынужден найти работу. Сын покойного писаря был принят в городскую Думу, где оттачивал свой почерк и занимался дружескими геодезическими делами. Вскоре молодой человек сменил рутинную работу на более интересную и ограниченную, став ретушером у местного фотографа. Характер новой работы был выездным: вместе с преподавателем студент посетил многие города России.
В 1853 году произошло событие, полностью изменившее жизнь Ивана. В город приехал известный фотограф Яков Данилевский, и шестнадцатилетний мальчик присоединился к нему подмастерьем. За ретушь фото Крамской получал не более 2,5 рублей в месяц, но это было не главное. За три года работы с Данилевским молодой человек овладел многими секретами мастерства, а позже смог переехать из провинции в центр русского искусства — Санкт-Петербург.
В городе на берегу Невы он знакомится с фотографом Александровским и начинает работать в его мастерской. В то время Крамской уже был известным ретушером в профессиональных кругах и имел репутацию великого мастера своего дела. Параллельно со своей основной деятельностью Иван начал писать портреты, но до славы живописца ему было еще далеко. Благодаря ретуши талантливого помощника известность работ Александровского достигла Императорского дворца, и вскоре его пригласили на должность фотографа царской семьи. Также Ивану поступило предложение о сотрудничестве от Андрея Деньера, известного владельца фотостудии. Представители высшего общества Санкт-Петербурга подписались на получение отретушированных фотографий Крамского.
В северной столице наконец-то сбылась мечта старого провинциала: поступить в Академию художеств… Успешно сдав вступительные испытания, юноша поступил на курс профессора Алексея Маркова. С первых месяцев учебы Иван стал одним из лучших учеников Академии.
Портрет Ивана Крамского в молодости
В 1863 году талантливые работы молодого живописца принесли ему две первые награды: малую серебряную и золотую медали. Впереди была новая высота: чтобы получить Большую золотую медаль и возможность тренироваться за границей, художнику нужно было выиграть конкурс, написав картину на определенную тему.
Студентов попросили изобразить сцену из скандинавского эпоса, но, поскольку молодые люди тех лет тяготели к реалистичности, большинство из них отказались. Впоследствии 14 кандидатов были названы повстанцами и исключены из конкурса. Иван Крамской стал лидером противостоящих студентов.
Творчество
Покинув стены альма-матер, Иван основал собственное объединение художников, получившее название «Артель свободных художников». Сюда входят выпускники художественных колледжей и соратники-творцы. Молодые творцы писали портреты на заказ, делали реплики известных картин, оформляли иллюстрации для печатных изданий.
Как руководитель мастерской Крамской поражал окружающих своей работоспособностью. Вместе со всеми он работал над портретами, одновременно искал клиентов и обучал вновь прибывших сотрудников. Одним из новых учеников стал прославившийся в будущем Илья Репин.
В студенческие годы Иван создал серию эскизов к росписи Храма Христа Спасителя. В середине 1860-х годов эскизы были перенесены на купола этого знаменитого православного храма.
Мечта поехать за границу и воочию увидеть полотна великих гениев сбывается в 1869 году. Однако самые противоречивые впечатления от увиденного получил художник: работы западных коллег не вызывали в нем восторженных чувств.
Вернувшись в Россию, Иван поссорился с одним из участников артели, который вопреки правилам согласился на поездку за границу, предоставленную Академией художеств. Творец покинул общину и вскоре развалился без лидера. Талантливый.
«Товарищество передвижных художественных выставок»
Крамской разработал новый творческий проект: «Товарищество передвижных художественных выставок». Партнерами художника в этом деле стали Василий Перов, Алексей Саврасов и Григорий Мясоедов. Благодаря попутчикам жители многих городов России посетили передвижные выставки и познакомились с новыми веяниями в искусстве.
На таких мероприятиях каждый мог купить понравившееся полотно. «Майскую ночь», созданную Крамским, приобрел известный галерист и благотворитель Павел Третьяков.
Картина «Майская ночь» (Русалки)
В начале 1870-х годов мастер закончил работу над картиной «Христос в пустыне». Едва дожидаясь завершения, картина была немедленно куплена Третьяковым, заплатив за нее немалую сумму. Работа на первых же показах была признана шедевром, и Академия художеств была готова сделать бывшего студента своим профессором. Однако артист отказался от такой чести.
«Христос в пустыне»
За свою жизнь Крамской создал десятки картин разных жанров, но особое признание получил как портретист. По мнению современников мастера, его портреты Ивана Шишкина, Льва Толстого, Тараса Шевченко были на сто процентов похожи на персонажей.
В 1882 году автор представил публике свое новое творение — картину «Мина Моисеева». Ценители творчества Ивана Николаевича признали образ крестьянина самым ярким произведением автора. Это произведение прекрасно характеризует Крамского как художника-гуманиста, близкого к обычным людям.
Апогеем славы художника стала демонстрация его шедевра «Неизвестный». С холста наблюдает женщина, не принадлежащая к петербургской элите. Модное в то время платье героини не позволяло причислить ее к дворянкам, считавшим такие туалеты неприличными.
Современники автора недоумевали, кто изображен на фото. В конце концов, все согласились, что она была зажиточной женщиной. Третьяков почему-то не купил полотно — оно досталось богатому промышленнику Павлу Харитоненко.
«Лунная ночь»
удивительно, как художнику удалось передать мельчайшие детали лиц персонажей. Критики современного искусства часто называют его фотографической техникой. Крамской много работал с пейзажами, но в картине «Лунная ночь» ему удалось восхитительно изобразить свет луны.
Иван Николаевич считается передовым путешественником России и блестящим реформатором искусства XIX века. Духовность и человечность его портретов до сих пор восхищает ценителей искусства.
Личная жизнь
Во время учебы в Академии художеств Иван познакомился со своей будущей женой Софьей. Репутация девушки была запятнана объективными фактами из личной жизни, но безумно влюбленный артист закрыл на все глаза.
Удивительно, но для Крамского Соня стала идеальной женой и образцом верности. В жизни создателя были самые тяжелые периоды безденежья, но жена не уходила от него и старалась поддерживать его во всех начинаниях. Перед началом каждой картины Иван просил жену прочитать молитвы, и только после этого брал кисть.
Иван Крамской с женой Софией
В семье Крамских было шестеро детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. На картине «Безутешное горе» изображена Соня, страдающая от потери крови. Художник работал над этой картиной почти четыре года.
Любимая дочь художника София, как и отец, посвятила свою жизнь искусству. К сожалению, в конце 30-х девушка попала на жернова репрессий, которые в те годы никого не щадили.
Смерть
За несколько лет до смерти у художника диагностировали аневризму сердца, в простонародье называемую стенокардией. Он был измучен сильным сухим кашлем и болью, которая уменьшилась только после инъекции морфина. Вылечить Ивана Николаевича взялся профессор Сергей Боткин, предпочитая скрывать от артиста свой смертельный диагноз. Только когда он нашел свои симптомы в энциклопедии, которую Боткин забыл, Крамской осознал всю тяжесть своей болезни.
Памятник Ивану Крамскому
5 апреля 1887 года аневризма сердца унесла жизнь гениального художника. Смерть произошла прямо у мольберта с незаконченным портретом профессора Карла Раухфуса.
Иван Крамской похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году состоялось захоронение творца: его останки были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Бунт 14-ти, Артель художников и Товарищество передвижных выставок
Крамской преподавал в Обществе поощрения художеств и как педагог оставил хорошие воспоминания и благодарных учеников. Илья Репин до конца своих дней отзывался о нем с большим уважением и любовью и выслушивал его комментарии. Иван Крамской обладал прекрасными организаторскими способностями. Именно он объявил Совету академии об отказе 14 талантливых выпускников от участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Медаль означала для победителя шестилетнее проживание в Италии с полным пансионом заведения. Остальным участникам было гарантировано выгодное место. Амбициозные молодые художники не хотели описывать мифологический сюжет на определенную тему «Пир в Валгалле» (по скандинавской мифологии). Оскорбленные незнанием своих требований и вдохновленные новыми демократическими веяниями, повстанцы во главе с Иваном Крамским покинули Академию и организовали самостоятельную Артель художников. Он существует уже восемь лет, хотя сам Крамской считал, что расцвет пришелся на пятый год, поэтому бизнес неизбежно приближался к упадку.
Артель создавалась по принципу коммуны (ясно читается влияние романа Чернышевского «Что делать?»). Однако на самом деле мне пришлось столкнуться с множеством бытовых проблем. Успешные художники не хотели отдавать часть своего дохода в общую кассу, сожительство также вызывало множество бытовых ссор, первыми ссорились жены художников. И то, что многие продолжали так или иначе сотрудничать с Академией, тогда казалось Крамскому предательством. Он еще не знал, что в будущем сослуживцы обвинят его в предательстве. Артель все меньше и меньше напоминала тот идеальный поселок, о котором мечтал Крамской. В 1870 году он покинул ее, и вскоре Артель художников распалась. Переносимый идеями Мясоедова, Крамской стал одним из организаторов Общества передвижных выставок, оказавшего огромное влияние на развитие живописного движения в России.
Тяга к творчеству
Но с ранних лет Крамской проявлял интерес к рисованию, который с годами превратился в непреодолимое влечение к творчеству. Освоив приемы ретуши фотопортретов у своего соотечественника, художника и фотографа Тулинова М.Б., молодой и активный Крамской искал свое место в жизни.
В 16 лет он познакомился с фотографом Яковом Данилевским, который прибыл в Острогожск с полком драгун. Иван устроился к нему помощником ретушера за два с половиной рубля в месяц. Данилевский, талантливый художник и фотограф, многому научил молодого человека.
В 1856 году Иван уехал в Петербург, где нашел работу в популярной тогда фотостудии художника и фотографа И. Ф. Александровского.
Первые фотографы раскрашивали изображения вручную, некоторые детали закрашивали кистью. Удаление прыщиков и выравнивание тона кожи было обязательным условием и обязанностью фотографов, поэтому эту работу начинающего художника можно считать первым шагом в творческой карьере.
Воплощенный сон Веры Павловны
Софья Прохорова жила с неким художником Поповым, который был не совсем счастлив в браке с ней. Крамскому было 22 года, когда они познакомились. В этой истории легко понять отголоски влияния Чернышевского и образ Веры Павловны. Вскоре Попов с законной женой уехали за границу, и Крамской протянул женщине руку — и руку помощи, и замужество. Так Софья Прохорова стала Софьей Крамской. В Артель художников он занимался бытовыми делами. Она всегда была с мужем, родила шестерых детей, четверо из которых умерли. Был ли Крамской счастлив? Конечно, да, даже если он признал, что «личное счастье не наполняет жизнь».
«Бунт четырнадцати»
Целью обучения Крамского отнюдь не было получение награды. Он получил большую золотую медаль, если написал картину на тему «Пир в Валгалле». Однако это направление не устраивало будущего художника, как и многих его сотрудников — они хотели добиться творческой свободы.
Студенты Академии попросили разрешения на создание работы по своей тематике, но получили отказ, поэтому Крамской и тринадцать студентов покинули учебное заведение, которое впоследствии было названо «Восстанием четырнадцати». Бывшие студенты Академии художеств под руководством Ивана Крамского создали артель: ее члены называли себя вольными художниками. Это объединение было первым в истории русской живописи.
Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника В.Н. Крамского «, 1876 г,
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Мне кажется, это был действительно смелый поступок, потому что после ухода из Академии Крамской ушел в неизвестность — была вероятность, что Странники не добьются успеха. Если бы он оставался студентом и с отличием окончил Академию, он гарантировал бы стабильный поток заказов.
Иван Крамской организовал «Товарищество передвижных выставок» в 1870 году. В него вошли талантливые русские художники. Они занимались освещением и устраивали аскетические выставки, первая из которых состоялась в 1871 году.
Группа передвижных художественных выставок, 1886 г
«На гения смахивает»
Знакомство с Павлом Третьяковым открыло для Ивана Крамского новые возможности. Меценат заказал художнику портреты известных людей, так как хотел создать галерею с изображениями соотечественников. Крамской написал портреты Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Грибоедова и Толстого. С последним связана особая история.
Лев Николаевич Толстой сначала отказался работать над портретом — не хотел позировать. Но Крамскому удалось его уговорить: он сказал, что портрет все равно будет написан — даже через тридцать или сорок лет, так почему бы не сделать это сейчас? И Толстой принял.
Мне кажется, ход этого художника был гениальным. Ведь если бы он не проявил настойчивость, у нас не было бы сейчас тех очень известных образов великого русского писателя, создавшего романы «Война и мир», «Анна Каренина» и многие другие.
Иван Николаевич Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого», 1873 г
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Уже в трех сеансах Крамской достиг фантастического сходства, но самого Льва Толстого больше интересовала не живопись, а общение с художником: писатель и живописец разговаривали во время работы. В итоге Толстой воплотил в Михайлове образ Крамского, к которому обратился Вронский из «Анны Карениной» для написания портрета главного героя. Сам Иван Крамской также оставил положительные впечатления от общения и работы со знаменитым писателем.
«Он выглядит гением», —
— признался он, вспоминая сеансы рисования. В результате из-под его кисти вышло два целых портрета Льва Николаевича Толстого: один находится в его доме-музее в Ясной Поляне, а другой — в Третьяковской галерее.
Иван Николаевич Крамской «Крестьянин с уздечкой», 1883 г
Местонахождение: Национальный музей картинная галерея, Киев, Украина
Женитьба
Крамской познакомился со своей будущей женой, когда был страстным и романтичным 22-летним парнем. Прекрасная София была наложницей женатого художника. Вскоре он вместе с законной женой уехал за границу, и Крамской не мог остаться равнодушным к однозначной ситуации и положению брошенной женщины. Он пригласил Софию стать его женой. Так сложилась счастливая пара, жена всегда была опорой и помощницей Крамского, подарила ему 6 детей.
Переезд в Петербург и начало учёбы
Но исправление фотографий не могло стать делом жизни, хотя молодого художника уже называли «богом ретуши». Тогда в нем уже проснулся талантливый портретист. Ивана пригласили в известную фотостудию Деньера. Вся петербургская элита выразила желание, чтобы их образы отретушировал Иван Крамской.
Но талантливый молодой художник мечтал учиться. Одно время ему не удалось получить элементарного художественного образования. Но опыт фото-мастерских и уроков первых учителей Тулинова и Данилевского укрепил ее самооценку. В 1856 г. Иван Крамской поступил в Императорскую Академию художеств в класс А. Т. Маркова. Здесь, помимо живописи, художник изучал искусство подготовки картона (вспомогательных рисунков) для росписи церквей, особенно Храма Христа Спасителя в Москве.
Внезапная «Неизвестная» и портретное проклятье
Придерживаясь демократической идеологии, провозглашая идейность искусства, Крамской в своих картинах особо этого не отражал. При этом сомневаться в его искренности (опять же «да, но») нет никаких оснований. На одиннадцатой передвижной выставке Репин представил «Крестный ход» — энциклопедию российской действительности. Маковский изобразил городскую бедноту в «Свидании» и «Выговоре», Суриков написал убогого Меншикова в ссылке. А что с Крамским? Как эта великолепная дама попала сюда?
Если бы Крамской не стоял у истоков Артели художников и Товарищества передвижных выставок, если бы его демократические взгляды не были известны, кроме его скандального брака с «падшей женщиной», эта картина имела бы шанс появиться на передвижной выставке? Однако, несмотря на «достоверность» Крамского, изображение вызвало бурю негодования у его товарищей. «Кокотка в карете», — прервал его критик Владимир Стасов. Самая большая загадка Крамского, которую нельзя полностью разгадать, — это то, что говорит о нем название. Но глядя на нее — а я не хочу отрывать глаз от «Неизвестного» — нет-нет, и вы подумаете: что бы написал Крамской, если бы не необходимость зарабатывать на хлеб насущный и не идеология в котором он пытался втиснуть свою жизнь?
Чем популярнее становился Крамской, тем громче звучали богохульства его товарищей. А когда ему приказали изобразить членов царской семьи… Крамского назвали отступником, продан Академии (предлагал рассмотреть варианты сотрудничества «академиков» и передвижников), отступником, предателем идеалов, увязшим в тупике в роскоши. Поругали даже ее любимые красные чулки! Портреты королевских особ действительно позволили его семье достичь более высокого уровня жизни. Но позволило ли это самому артисту хоть на мгновение расслабиться? Вообще. Похоже, он оказался в беличьем колесе, и все, что он мог сделать, это бежать еще быстрее. Деньги уходят, потребности семьи растут, Крамской не видит возможности оставить то, что нужно, и делать то, что он хочет. Отчаявшись, он пишет Павлу Третьякову: «Дело зашло ко мне с болью, и я готов кричать« помогите ». Дайте мне год, чтобы попробовать. Хочу год артистической жизни, чтобы меня не заставляли бежать за хлебом. Подумать только, дело в страданиях, хотя я уже измучен ». Но никто не дал ему столь желанного« года жизни.
Он не дожил и двух месяцев до 50, но в конце жизни выглядел хилым стариком, с горечью признал, что все отвернулись от него, и он не может делать то, для чего был рожден. Болел пороком сердца, в преклонном возрасте (это до 50, «старость»!) Принимал большое количество морфина, продолжал делать портреты, работая по 5-6 часов без перерыва. Григорий Мясоедов безжалостно описывает происходящее: семья привыкла к роскоши, деньги ушли без счета, детей нужно все больше и, как следствие, Крамскому «деньги и деньги» работать, тебе нужно колоть морфин, ты должен умереть… ». Он умер, не завершив последний портрет в своей жизни. По иронии судьбы, ему позировал знаменитый врач Карл Раухфус. На пятом часу работы Крамской пошатнулся. Вскоре все закончилось, и даже близость доктора не могла ему помочь.
«Писал слезами и кровью»
Искусствоведы называют картину «Христос в пустыне» центральной в творчестве Ивана Крамского, да и сам художник отводил ей особую роль в своей жизни.
«Христос в пустыне» — мое первое произведение, над которым я серьезно работал, написанное слезами и кровью .. оно было глубоко мной перенесено .. это результат многолетних исследований…», —
вот что он сказал на этом холсте. Работа над этой картиной действительно отняла у художника много ресурсов, поэтому я думаю, что такая цитата очень уместна. Иван Крамской пишет «Христа в пустыне» более пяти лет: он дважды редактировал этот образ.
Первоначальный вариант выполнен на вертикальном полотне. Художник изобразил фигуру Христа в центре, но места для пейзажа было слишком мало, поэтому Иван Крамской решил переписать изображение на горизонтальном полотне, чтобы изобразить панораму пустыни.
Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне», 1872 г
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В поисках вдохновения автор полотна отправился в Крым — там он побывал в Бахчисарае, чтобы ощутить настоящую атмосферу пустыни. В результате он изобразил поверженную фигуру Христа, а серые камни и полное отсутствие растительности помогли передать настроение героя.
Считаю, что Ивану Крамскому удалось передать на этом полотне драматизм сюжета. Художник сделал то, чего до него не делал никто: он изобразил Иисуса не Богочеловеком, как это принято на иконах, а человеком со своими переживаниями.
Иван Николаевич Крамской и передвижники
Картина «Христос в пустыне» была приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи. Он купил его за шесть тысяч рублей: по тем временам эта цифра была ошеломляющей. Третьяков отмечал:
«На мой взгляд, это лучший имидж нашей школы за последние годы».
Даже бывшие наставники художника были впечатлены, когда впервые увидели это полотно: они поняли, о чем говорил Иван Крамской в свое время, когда просил разрешить студентам проявить свободу творчества. Тогда члены Академии попросили его стать профессором.
Однако артист решил вежливо отказаться от оказанной ему чести. Он отметил, что профессура для него не является приоритетом и он хотел бы оставаться независимым художником. К тому же у него была собственная лаборатория. Одним из учеников Крамского был Илья Репин, который также стал одним из важнейших русских художников.
Одно из самых известных произведений Крамского — «Неизвестный», 1883 г
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
- https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1222-kramskoy-ivan-nikolaevich-biografiya-i-kartiny.html
- https://rus-artist.ru/2013-06-07-14-19-00.html
- https://TopKartin.ru/hudozhniki/kramskoy
- https://www.culture.ru/persons/8239/ivan-kramskoi
- https://biographe.ru/znamenitosti/ivan-kramskiy/
- https://artchive.ru/ivankramskoi
- https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-ivan-nikolaevich-kramskoj-kartiny-i-biografiya.html
- https://musaget.ru/ivan-kramskoy-buntar-sredi-hudozhnikov-rossii/
Читайте также: Николай Петрович Крымов: картины и книги художника