Николай Петрович Крымов: картины и книги художника

Детские годы

Родился в Москве 20 апреля 1884 года в многодетной дружной семье: у родителей Петра Алексеевича и Марии Егоровны было 12 детей. Они жили в небольшом доме с садом у Патриарших прудов. Часто устраивались музыкальные вечера, театральные представления и живые представления. Отец одно время учился в Московском художественном училище, где получил хорошее академическое образование, дружил с Иваном Ивановичем Шишкиным. Петр Алексеевич преподавал рисование в спортзалах. Он также привил любовь к природе, образный взгляд на мир вокруг своих детей, к художественному образованию которых относился с большим вниманием. Именно отец стал первым учителем Николая.

Учёба и педагоги

В 1904 году, окончив реальное училище, Николай без труда поступил в то же учебное заведение, которое окончил его отец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Николай сначала стал студентом архитектурного факультета. В 1907 г перешел к живописи в мастерскую А. М. Васнецова. Его наставниками были строгий и требовательный Николай Касаткин, добрый и дружелюбный Леонид Пастернак и прогрессивный реформатор Валентин Серов.

Сам Николай Крымов считал своим главным учителем Исаака Левитана. Они не знали друг друга. Пейзажи Левитана стали образцом творческих устремлений молодого художника, который восхищался ими и отмечал их необычайную материальность, правдивость и вместе с тем воздушность.

В первые годы учебы бедность заставляла молодого художника экономить на всем, даже на картинах, для изготовления которых он использовал остатки, взятые с палитр. Кроме того, он выработал привычку работать на небольших холстах, листах бумаги, картоне.

Первые успехи и формирование стиля

С 1905 года он начал участвовать в выставках в России и за рубежом. Первые работы выполнены в стиле символизма — размытые образы природы загадочны и поэтичны. Картины стали привлекать внимание и были проданы.

Но художник ищет себя, старается сделать кисть точнее, цвета и формы становятся более материальными. В 1911 году Николай Крымов окончил школу живописи и в целом поставил перед собой цель художника — пейзажиста, продолжающего традиции классической школы.

Система тона

В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, со своей точкой зрения на все. Среди его точек зрения выделяется теория «общего тона», которую он разрабатывал и проверял несколько раз. Суть его в том, что в живописи главное не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние цвета всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предложил сравнить белый цвет листа, и Николай Петрович доказал в своих статьях, а затем показал в своих работах, что именно правильный тон придает естественность ландшафту, а выбор цвета становится второстепенная задача.

Голубая роза

Несомненно, Крымов — художник-пейзажист: свой любимый жанр он определил только тогда, когда начал свою творческую карьеру, но его стиль живописи на протяжении всей жизни претерпевал изменения. В 1907 году Николай Петрович стал одним из самых молодых участников выставки «Голубая роза». Мастера, участвовавшие в выставке, отличались особым способом представления. Они умели постичь секрет повседневной красоты, передать поэзию знакомого. На выставке Крымов опубликовал три работы: «Навстречу весне» и две версии «Песчаных склонов».

Художники, участвовавшие в выставке, стали называть себя голуборозовцами. Их работы были наполнены внутренней гармонией и особой тишиной. Представители направления, в том числе Крымов, пробовали свои силы в импрессионизме. Этот жанр был близок по духу «голубым розовцам». Импрессионисты стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления, красоту момента в его движении. Однако по мере того, как Крымов и его соратники, решившиеся в молодом направлении, зародившемся во Франции, начали отдаляться от него, в процессе формирования Крымов и его соратники начали отдаляться от него, воплощая на полотнах новые идеи, порой противостоящие импрессионизму.

Любовь к родным пейзажам

С ранних работ молодого художника его особенное видение природы и тишины отчетливо проявлялось в самых незначительных картинах, даже среди крыш и домов, сараев и заборов. Снег, хижины, деревья, вода, светотень на них: пейзажные композиции обязательно найдут отклик в сердцах зрителей, в том числе ценителей искусства и самых требовательных коллекционеров.

Крымов не любит путешествовать, за границей ни разу не был, даже поездка в Крым его не впечатлила. Любимыми и бесконечно родными сердцу были для художника уголки родной природы: близость Звенигорода, мест Рязани, Тарусы. Здесь он получил сильнейшие порывы, побудившие взять в руки кисть и перенести чудесные виды на холст. После 1910 года художник перестал работать с натуры, начал писать по памяти или придумывал пейзажи, все то, что когда-то завораживало и впечатляло, что он хотел запечатлеть.

Экспертиза и продажа картин Крымова

Как оценить картину Крымова

Чтобы продажа работ художника была прибыльной, рекомендуется начинать подготовку, опираясь на профессиональные навыки. Дело в том, что специалист может определить вещи, недоступные без специального оборудования. Например, он может узнать, в какой период художник создавал свое творение, изучить, как накладывались материалы, как мастер строил композицию. Кроме того, специалист проведет исследование на основе литературных источников, в которых разбирается лучше обычного обывателя. Это поможет всесторонне оценить имидж Крымова и назвать наиболее точную цену, по которой работа может быть запрошена на рынке.

Крымов Н.П. «Летний пейзаж». 1900 г
Крымов Н.П. «Летний пейзаж». 1900 г

Как продать картину Крымова

В продаже картин известного художника есть свои тонкости. Например, вам нужно правильно выбрать целевую аудиторию, знать, как и в какое время представить им изображение, и определить точную цену, по которой что-то можно запросить.

Ориентация на целевую аудиторию означает, что презентация картины в обычном магазине или на веб-сайте универсального продукта может не дать желаемого результата, поскольку посетители этих мест часто не готовы к дорогостоящим покупкам. В то же время аудитория аукционов, выставок и специализированных сайтов, напротив, находится в целенаправленном поиске живописи и готова заплатить за нее крупную сумму.

Ваша целевая аудитория также должна подавать изображение определенным образом. То есть найти более подробную информацию, которая повысит ценность работы. В частности, это касается происхождения картины, истории ее создания и представления публике.

Время продажи картины также может иметь значение. Например, если наблюдается снижение интереса к этой сфере на рынке красок или общая покупательная способность, лучше всего отложить продажу на более благоприятный период.

Разносторонняя деятельность Николая Крымова

Деятельность Николая Крымова не ограничивалась пейзажной живописью. Создавал театральные костюмы и оформлял спектакли. Также ему довелось работать в Моссовете в Комиссии по охране памятников искусства и древностей. Николай Петрович обладал и талантом учителя: около 10 лет, с 1919 года, он был преподавателем Пречистенского института, Вхутема, Московского областного художественного училища памяти восстания 1905 года.

Во время восстания в колледже 1905 г
Н.П. Крымов (в центре) среди студентов Московского государственного художественного училища в память о восстании 1905 года 1930-х гг

Биография

Николай Петрович Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 года в семье художника П.А. Крымова, писавшего в стиле «коробейников». Первоначальное профессиональное образование он получил от отца. Брат известного хирурга — А.П. Крымова.

В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала учился на архитектурном факультете, а в 1907-1911 годах — в пейзажной мастерской А.М. Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Он жил в Москве, проводя (с 1928 г.) также значительную часть года в Тарусе.

Уже в ранних работах он приобщился к символизму — также как художник-оформитель журнала «Золотое руно» (1906–1909). Его природные впечатления в то время иногда превращались в мерцающую цветную дымку, напоминающую скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей). В дальнейшем живопись и формы Крымова приобретают все более материальную объективность, но природа, чаще всего безлюдная, остается не менее поэтичной (Желтый сарай, 1909, ГТГ; Утро, 1916, Ярославский художественный музей). Стихийная простота типичных среднерусских мотивов сочетается в тарусских «классических» картинах мастера («Фиуме», 1926; «На мельнице», 1927; обе в ГТГ) с четкой гармонией композиции и особенным система «общего тона», превращающая пейзаж в чисто эстетическое созерцание. Учитывая, что суть живописи не в краске, а в самом тоне (наполнении цвета светом), Крымов в качестве идеального ориентира предложил зажженную спичку на фоне залитой солнцем стены. Он изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане» (1938).

Внес значительный вклад в оформление спектаклей, оформив в МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского, а также «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В 1919-1930 годах он много работал учителем — в Пречистенском практическом институте, Высшей художественно-технической лаборатории (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дарования Крымова было то, что он увидел и развил индивидуальность каждого из его учеников. Учениками пейзажиста Крымова стали жанристы, историки, портретисты — С.П. Викторов, Ю. Кугач П., Решетников Ф.П., Соломин Н.К.

Тон важнее цвета

Оттачивая кисть и оттачивая свое мастерство, Крымов пришел к выводу, что именно тон, наполняющий светом цвет краски, определяет эстетическое впечатление от изображения. Внимательный профессионал, художник заметил различия в восприятии внешне идентичных по цвету объектов: деревьев и кустов, травы и листвы. Художник разработал целую теорию о способности человеческого глаза читать тон, если он выбран правильно.

В 1934 году художник продемонстрировал влияние тонов в специально созданной картине. В образовательном ландшафте из 9 вариантов наглядно видно изменение тона окраски предметов в зависимости от установленного художником времени суток на фото. Крымов был убежден в необходимости для художников овладеть теорией тона. Только работы с правильным оттенком могут быть восприняты человеком как приятные, гармоничные и совершенные.

Талантливый сценограф

Получив школьный аттестат, Дмитрий пошел осваивать азы сценического искусства в Школе-студии МХАТ на факультет сценографии. После окончания средней школы в 1976 году Крымов устроился художником-постановщиком в Театр на Малой Бронной. Здесь он участвовал в оформлении целой серии спектаклей, поставленных его отцом: «Отелло», «Лето и дым», «Продолжение Дон Жуана», «Месяц в деревне». Кроме того, он оформил несколько спектаклей МХАТ. Чехов — «Живой труп», «Трюфель», «Попытка взлететь». Дмитрию Анатольевичу не раз удавалось поработать во многих столичных театрах, в том числе в Театре эстрады, Центральном Доме театров, Театре им. Театр Моссовета. Маяковский и другие. Кроме того, Крымов плодотворно сотрудничал с театрами других городов Советского Союза: Таллина, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда.

В 90-е годы после внезапной смерти отца, а затем и матери, он ушел из театра. Так казалось, что навсегда, раз уж театр бил по живым, с ним были связаны большие потери и глубокие разочарования. В перерыве между съемками «Мельпомены» Крымов серьезно отнесся к станковому искусству и с головой погрузился в графику, живопись и инсталляцию. Его картины выставлялись в Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и на площадках многих зарубежных стран. Кроме того, работы автора находятся в частных коллекциях у коллекционеров из Израиля, Германии, США.

Но жизнь заставила его вернуться туда, где он нашел призвание, и Дмитрий Анатольевич больше не искушал судьбу. На сцене театра. Станиславский неожиданно для многих поставил Гамлета, а потом пошел преподавать в ГИТИС, где окончательно понял необходимость театрального искусства.

Личная жизнь

Дмитрий Анатольевич женат, имеет сына. Его жена Инна по воспитанию социальный психолог, но недавно помогала мужу по работе режиссером. В 2007 году Крымов получил премию «Хрустальная Турандот», а два года спустя был назван «Человеком года» Российской Федерацией еврейских общин.

Он уже давно не отмечает свой день рождения и спокойно относится к круглым свиданиям. Вместо пышных торжеств Дмитрий Анатольевич ежегодно посещает могилы своих родителей, которые подарили ему жизнь и столько отдали для реализации своего таланта.

Особенности творчества

Верность пейзажам

Крымов изначально избрал путь пейзажиста и продолжил традиции классической школы. Как бы сильно ни изменилась ситуация в стране, он остался верен тому, что и как хотел изобразить. В советское время он не подчинялся приказам властей, не разделял принципов «кричащего» стиля и даже не был за границей. Но он был зорким наблюдателем, умел передать то, что было ему так дорого: уголки его родной природы.

Именно эта верность пейзажу помогла художнику стать одним из лучших живописцев первой половины ХХ века. Его работы были признаны и считались образцом пейзажа, и молодые художники часто приезжали в Крымов, чтобы узнать о его взглядах и открытиях.

Крымов. «Зимний вечер». 1919 гр.
Крымов. «Зимний вечер». 1919 гр.

Если в ранних работах живописец любил символизм с присущей ему загадочностью живописи, он рисковал примитивизмом и импрессионизмом, то в последующий период творчества он снова ориентировался на классический пейзаж. В то же время он все чаще стал рисовать пейзажи по памяти или изобретать их, хотя сначала ему нравилось рисовать то, что его увлекало во время следующей прогулки или поездки.

Теория о правильности общего тона

Интересна теория Крымова о влиянии тона в живописи. Наблюдая на протяжении десятилетий многочисленные пейзажи в разное время дня и года, он пришел к определенным выводам о соотношении тонов. Например, он заметил, что кусты всегда светлее леса, и что человеческий глаз способен рассмотреть даже серый цвет, такой как трава, если в текстуре правильно задан тон.

В 1934 году художник даже создал специальный стол для рисования с девятью вариациями одинаковой фактуры дома на фоне леса. Каждая версия была представлена ​​в разное время дня, с разным освещением и наглядно показала художникам, как меняются тона других предметов, как одна и та же картина меняет свой тон при солнечном свете и на ночном фоне. Освещенная луной.

К.П. Крымов. Учебная ландшафтная таблица по изменению тонов и цветовых соотношений пейзажа в разное время суток. 1934 г.
К.П. Крымов. Учебная ландшафтная таблица по изменению тонов и цветовых соотношений пейзажа в разное время суток. 1934 г.

Его теория тона в живописи помогла ему увидеть ошибки в работах молодых художников, выбравших неправильный тон. По словам Крымова, картины часто считают интересными, мягкими, свежими, какими угодно. Но он был уверен, что работа оставила хорошее впечатление только тогда, когда начинающий художник овладел теорией тона и научился правильно задавать общий тон сюжета.

Учителя

В 1904 году Николай поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1907 году перешел к живописи. Среди его учителей были известные художники: В. Серов, внесший множество преобразований в образовательный процесс, Л. О. Пастернак, отец Бориса Пастернака, иллюстратор произведений Льва Толстого, Н. Касаткин, странствующий художник подрастающего поколения. Однако, как пишет сам Крымов, художник, ставший его главным учителем, умер еще до того, как Николай стал учеником. Это был Исаак Левитан. Его работа оказала значительное влияние на творчество Крымова.

Недостижимая гармония

Начиная с 1910-х годов в творчестве Крымова стали отчетливо проявляться классические мотивы, характерные для французских пейзажистов 17 века. Клод Лоррен и Николя Пуссен разработали композицию из трех этажей, на каждом из которых преобладает определенный цвет: коричневый, зеленый и синий на третьем этаже. В картинах, написанных таким образом, одновременно сочетаются реальность и фантастика. Они передавали совершенно земные пейзажи, но царившая на полотне гармония была недостижимой.

крымов пейзажист

Николай Крымов — художник, который никогда слепо не следовал учителям и признанным гениям прошлого. Он сочетал в своих работах классический стиль Пуссена и Лоррена с примитивизмом, как в картине «Рассвет», а затем и со своей теорией тона. Со временем он отошел от пейзажной живописи только от натуры. Николай Петрович стал соединять увиденное наяву с фантазией, воспроизводя сюжеты по памяти и создавая ту самую гармонию, о которой мечтали большинство мастеров начала прошлого века.

Зима и лето

С натуры Крымов писал только летом, когда уезжал с женой за город или в гости к друзьям. Художник всегда искал помещения с балконами, чтобы иметь возможность работать на свежем воздухе и изображать живописные пейзажи.

художник Крымского зимнего вечера

Зимой мастер творил по памяти, дополняя настоящие картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные природой, передали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, созданных таким образом художником Крымовым, — «Зимний вечер» (1919). Даже если вы не знаете название картины, время суток не вызывает сомнений — тень постепенно покрывает снег, на небе видны розовые облака. Благодаря игре красок и света художнику удалось передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, которого не видно на полотне, и даже ощущение холода, приглашая путешественников домой к теплу домашнего очага.

Частная жизнь

В 1916 году женился на дочери художника Досекина. Они жили с Еленой Николаевной скромно и даже немного патриархально. В маленькой квартирке на Пречистенке не было даже мастерской, художник любил писать стоя у окна. Всю жизнь он пользовался мольбертом, который когда-то принадлежал мастеру живописи Серову. Много лет он бережно хранил живописную дощечку, тоже подарок Серова, и только в последние годы кисть Крымова запечатлела на ней любимый и родной пейзаж Тарусы, радость сердца художника.

Выставки Николая Крымова

Николай Петрович Крымов демонстрировал свои работы на различных выставках различных художественных объединений начала 1900-х годов, таких как «Голубая роза», «Маковец», «Венок», «Союз художников России».

Первая персональная выставка Крымова прошла не только повсеместно, но и в Третьяковской галерее в 1922 году. Несколько десятков коллекционеров предоставили для выставки множество картин из своих собраний. Работы признанного мастера на протяжении всей его жизни активно разошлись среди коллекционеров живописи. В 1954 г состоялась его очередная успешная персональная выставка. На этот раз в Академии художеств СССР.

После смерти Крымова выставки его творений проходили: в 1967 году в Академии художеств СССР, в 1984 году в ЦДХ. В октябре 2009 года к 125-летию художника в московской галерее «Наши художники» прошла выставка его работ из частных собраний, а в июле 2014 года в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, посвященная творчеству Николая Крымова. 130-летие.

Художник, педагог и сценографист

Революция мало изменила образ жизни художника. Он был человеком исключительно искусства, далекого от политики. Он не ссорился с властями, но и не флиртовал, избегая всего чужого. Он критиковал русский авангард начала ХХ века, характеризуя его едкими словами. У него было четкое и устоявшееся представление о роли художника и его творчестве в жизни и искусстве, он был олицетворением классических художественных традиций, которые он впитал с творчеством и школой Репина, Коровина, Серова, Левитана.

Крымов пытается применить свои знания и умения в своей работе в журнале «Путь освобождения», популяризируя искусство среди рабочих и солдат. С 1919 года художник ведет педагогическую деятельность: преподает в Пречистенском практическом институте, Высшей художественно-технической лаборатории и Художественном училище памяти 1905 года. Крымов обладал драгоценным даром распознавания индивидуальности в каждом ученике, так что что впоследствии все усилия учителя могут быть направлены на ее развитие.

Сценография — еще одна область, в которой Николай Петрович получил признание. В 1922 году с большим успехом и блеском оформил театральную постановку по А.П. Чехову для гастролей в Америке Станиславский К.С с театром. Затем работал над декорациями к спектаклям А. Н. Островского в МХАТе.

На протяжении многих лет Крымов много и вдохновенно писал и выставлялся. В 1922 году в Государственной Третьяковской галерее прошла первая персональная выставка художника, для которой более 50 коллекционеров представили ранее приобретенные работы художника. В 1928 году Крымов стал членом Московского общества художников. С этого года художник каждое лето проводит в любимой Тарусе.

Уходы, цена картин Крымова на аукционах

Давайте узнаем, сколько сегодня стоят картины Крымова. Начнем с самой крупной продажи. В 2013 году аукционный дом «Кабинет» представил работу «Пейзаж с коровами». Картина 1909 года принадлежит к лучшему периоду творчества художника. Одноименный рисунок можно найти в книге русского искусствоведа Ивана Борисовича Порто, посвященной творчеству Крымова (первая книга с масштабной систематизацией творчества Крымова).

Работа была по достоинству оценена участниками аукциона и ушла с аукциона за 5,8 миллиона рублей, превысив эстимейт, который составлял 3,9-5,5 миллиона рублей. Но на этом история продаж не закончилась. Уже в июне 2014 года картина вновь появилась на аукционе. На этот раз в MacDougall’s, где он был выставлен с эстимейтом 200–300 000 фунтов стерлингов. В ходе аукциона полотно было продано за 261 тысячу фунтов (436 тысяч долларов), что в несколько раз превышает результаты предыдущей продажи.

Крымов. «Пейзаж с коровами». 1909 г.
Крымов. «Пейзаж с коровами». 1909 г.

Давайте рассмотрим еще несколько примеров крупных и мелких продаж. В 2008 году аукционный дом Sotheby`s выставил полотно «Загородный дом в Тарусе». Художник написал этот пейзаж в небольшом городке Таруса, который любил бывать летом. Другие художники, например Поленов, тоже любили изображать это место с одноэтажными домами и живописными видами. Работа была оценена в 60–80 тысяч фунтов и стоила 73 тысячи фунтов (144 тысячи долларов).

Примеры других вылетов. В 2005 году на аукционе Sotheby’s картина «Вид на парк в Павловске» была продана за 39 тысяч долларов (эстимейт 17–26 тысяч долларов), в 2016 году холст «Пейзаж в сумерках» там продали за 6 тысяч долларов (оценка 6-9 тысяч). В 2004 году Christie’s купил работу «Дачи» за 24 тысячи фунтов (эстимейт 20–30 тысяч фунтов), а в 2000 году работа «Вид на здание» была продана там за 1,2 тысячи фунтов (эстимейт 1–1,1 тысячи фунтов.).

Крымов. «Дачия». 1922 г.
Крымов. «Дачия». 1922 г.
Крымов. Вид на здание. 1922 г.
Крымов. Вид на здание. 1922 г.

Возвращаясь к вопросу о том, сколько стоят картины Крымова, можно сделать выводы о достаточном ценовом диапазоне от тысячи до сотен тысяч долларов. Далее разберемся, где и как продать картину Крымова и как это сделать наиболее выгодно.

Дальнейший творческий поиск

Художник Н. Крымов полностью утолил присущую «голубым розовцам» тягу к символизму, работая над оформлением журнала «Золотое руно». Картины того периода (1906–1909, «Под солнцем», «Снегири» и др.) С некоторой размытостью красок и сходством с полуденной дымкой напоминали гобелены.

В то же время письменность Крымова стала меняться. Символизм и преуменьшение стали уступать место иронии, шутке и гротеску. Картины «Ветреный день», «Московский пейзаж. Радуга», «После весеннего дождя», «Новый трактир» имеют тенденцию к примитивизму и передают новые впечатления, накопленные за долгие годы жизни в Москве с ее ярмарками и фестивалями. Новые пейзажи Крымова наполнены детским восприятием. Световые картины буквально дышат весельем и озорством, радостью от простых и привычных событий — появления на улице радуги, солнечного света или новых высоких домов. И художник передает это с помощью ярких красок и геометризации формы, пришедших на смену тщательной проработке цветовых сочетаний. Однако такая манера письма была лишь промежуточным этапом в творческом развитии Крымова.

Крымов Николай Петрович1884–1958

20 апреля 1884 г. (Москва) — 6 мая 1958 г. (Москва)

Живописец, графический дизайнер, сценограф

Художник П.А. Крымов родился в семье. Начальное художественное образование получил у отца. В 1904 году поступил в МУЖВЗ на архитектурный факультет, в 1907 году перешел на живопись. Учился у Л.О. Пастернака, А.Е. Архипова, А.М. Васнецова, Н.А.Касаткина, а также в лаборатории В.А. Серова и К.А.Коровина.

Еще будучи студентом, он получил известность в художественных кругах. В 1906 г был приглашен для участия в выставке Союза русских художников, впоследствии стал одним из его членов (1910 г.) и постоянных экспонентов: участвовал во всех выставках Союза до 1923 г. В 1907 г. Третьяковская Галерея по предложению Серова приобрела эскиз Крымова «Крыши на снегу».

Он сблизился с членами общины Голубой розы, в 1907 году участвовал в единственной выставке объединения в доме М. Кузнецова на Мясницкой улице в Москве. В 1907–1908 совершил творческую поездку в Крым. В 1906-1910 годах активно работал в области журнальной графики, сотрудничая с журналами «Золотое руно», «Весы», «Аполлон».

С 1910 года занимается сценографией, оформляет спектакли в Санкт-Петербурге и Москве — в «Доме интерлюдий» и в литературно-художественном кабаре «Бродячая собака». В 1911 г создал эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Не было гроша, а вдруг алтын» по опере А. Н. Островского в театре К. Н. Незлобина (постановка не состоялась). В том же году он выставил свои работы на Международной выставке в Риме.

В летние месяцы 1913-1915 годов он жил в подмосковном селе Красково, а с 1916 по 1918 год проводил лето в имении В. С. Мамонтова Горки в Рязанской губернии.

После революции участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. Он был одним из организаторов журнала «Via di Liberazione», целью которого было популяризация искусства среди солдат. В 1919–1920 преподавал на факультете изящных искусств Пречистенского практического института в Москве, в 1920–1922 годах — во ВХУТЕМАСе, в 1920-е годы (точные годы неизвестны) — в Московском полиграфическом институте. Летом 1920 по 1927 год жил и работал в Саввинской слободе под Звенигородом, с 1928 года проводил летние месяцы в Тарусе.

В 1921–1922 участвовал в выставках «Мира искусства», в 1922 — в первой выставке русского искусства в галерее Ван Димена в Берлине. В том же году в Государственной Третьяковской галерее открылась первая персональная выставка Крымова. В 1924-1925 годах работы Крымова экспонировались на выставке русского искусства в Центральном дворце в Нью-Йорке, в 1925 году — в Академии художеств, в 1925-1926 годах — на выставках Маковецкого объединения. С 1928 член Московского общества художников.

Создал костюмы и декорации для спектаклей «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова (1922), «Теплое сердце» А.Н. Островского (1926), «Унтиловск» Л.М. Леонова (1928), «Таланты и почитатели» по пьесе А. Н. Островского (1933) в МХАТе, «Амуры в лапках» по пьесе П. С. Сухотина (1927) в Малом театре, «Волки и овцы» (1928), «Приданое» А. Н. Островского. (1932) в Театре комедии (бывший Театр Ф.И. Корша). Оформлял спектакли 4-й студии МХАТ и музыкальной студии К.С. Станиславского

С середины 1920-х годов он разработал метод обучения пейзажной живописи, основанный на определении тональных отношений, и опубликовал множество статей на эту тему. В 1934–1939 преподавал в Московском художественном училище памяти 1905 года.

Во время Великой Отечественной войны остался в Москве по болезни. В 1942 году Крымов получил звание «Заслуженный артист РСФСР». В 1949 году он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1954 году вторая персональная выставка художника прошла в залах Московской Академии художеств. В 1956 году Крымов получил звание «Народный артист РСФСР.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Ретроспективные выставки Крымова проходили в 1967 году в Академии художеств СССР, в 1984–1985 годах в Центральном доме художника в Москве.

Крымов — один из самых значительных художников первой половины ХХ века, работы которого при жизни признаны «пейзажной классикой». Он разработал свой узнаваемый стиль в живописи. С первых же работ художник выступал как признанный мастер. В его картинах начала ХХ века, пораженных его увлечением символизмом, характерны декоративная окраска, тонкий лиризм, преуменьшение образа, утверждение изменчивости естественного состояния, нюансов освещения, воздуха вибрация. В дальнейшем творчество Крымова проявляет интерес к искусству примитивности, творчеству импрессионистов, особенно А. Сислея, Э. Дега и К. Моне, театра, классического пейзажа XVII века. В 1910-е гг. Он перестал работать исключительно с натуры и стал, подобно К. Лоррену и Н. Пуссену, «сочинять» свои пейзажи.

определить определенный этап его биографии довольно сложно. Крымова хоть и претерпевало определенную эволюцию с течением времени, но при этом всегда сохраняло внутреннюю целостность и не подчинялось конъюнктуре времени. Работая над картиной, художник делал значительное количество набросков, часто на листах бумаги, тетрадных листах и ​​так далее.

Творческое наследие художника поистине огромно. Крымов очень много работал до последних дней своей жизни. Его работы можно найти во многих музеях России и ближнего зарубежья, а также в частных коллекциях. Коллекции музея включают Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкин, Центральный Государственный Театральный Музей. А.А. Бахрушина, Музей-студия МХАТ, Областные художественные музеи в Ростове-на-Дону, Ульяновске, Туле, Брянске, Нижнем Тагиле, Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Национальный художественный музей Республики Беларусь в Минске, Киевский музей русского искусства, Одесский художественный музей и другие.

Показать цены на работы художника

Семья — всему начало

Художник Н. П. Крымов родился 2 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года. Он не был из тех творцов, родители которых были категорически против того, чтобы ребенок пошел по пути искусства. Отец Николая, Петр Алексеевич, был портретистом, работал в стиле «передвижников», преподавал рисунок в московских спортзалах. Он и его жена Мария Егоровна вскоре заметили талант мальчика. Глава многодетной семьи (у Николая было одиннадцать братьев и сестер) с малых лет прививал детям способность видеть красоту окружающего мира. Он стал первым учителем Николая Крымова.

Картины

Сегодня, в динамичную эпоху скорости, картины Николая Петровича Крымова особенно привлекательны и завораживают своей тишиной и физическим ощущением близости природы. Эта особенность стала проявляться с первых работ мастера, таких как:

  • «Мартовский мороз» (1900);
  • Крыши в снегу (1906 г);
  • Солнечный день (1906);
  • Навстречу весне (1907).

и другие. Поэтическое созерцание природы характерно и для более поздних картин:

  • Утро (1914);
  • «Летняя деревня» (1921);
  • Пейзаж с рекой (1923);
  • «На краю страны» (1924);
  • «Под Звенигородом» (1948);
  • «Таруса. Сарай »(1954).

и многие, многие другие, которые сегодня находятся в музеях и частных коллекциях.

Первые успехи и этапы развития

Еще в 1906 году его картина «Крыши на снегу» была настолько красивой, что ее приобрел школьный учитель Аполлинарий Михайлович Васнецов. Через год по предложению Валентина Серова, который тогда был членом совета директоров Третьяковской галереи, талантливые студенческие работы попали в коллекцию музея. К моменту окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1911 году Николай Крымов уже был известным живописцем.


Николай Крымов. Крыши в снегу, 1906 год

Творчество выдающегося ландшафтного архитектора условно разделено на следующие интервалы:

Заметный след в его творчестве принадлежит «звенигородскому периоду». Каждое лето с 1920 по 1927 год Крымов ездил в подмосковный Звенигород. Окраина города была связана с Исааком Левитаном, которого Николай Петрович считал своим самым любимым художником и даже учителем, хотя непосредственно у него не учился. Крымов с увлечением писал здесь природу и картины, посвященные теме русской деревни.

Источники

 

  • https://TopKartin.ru/hudozhniki/krymov
  • https://jiyuu.su/hudozhniki/krymov-hudozhnik-pejzazhist.html
  • https://FB.ru/article/243936/nikolay-kryimov-hudojnik-peyzajist-biografiya-tvorchestvo
  • https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-n-p-krymova/
  • https://GKlimt.ru/zarubezhnye-mastera/hudozhnik-nikolaj-krymov.html

Читайте также: Крамской Иван Николаевич: биография и картины художника

Оцените статью
Блог про картины