Михаил Федорович Ларионов: картины художника

Художник-бунтарь Михаил Ларионов

Михаил Федорович родился в 1881 году в Тирасполе царской России в семье фельдшера. Учился живописи в Московской школе живописи у Левитана и Серова. Ларионов уже в юности выступал против общепринятых традиций, поэтому за годы учебы в училище его трижды отчисляли за вольность в живописи.

Художник М.Ф. Ларионов (1881-1964).
Художник М.Ф. Ларионов (1881-1964).

Общение с современными художниками, активное участие в деятельности художников, а также знакомство и последующее замужество с Натальей Гончаровой существенно повлияли на ее творчество. Он писал в манере импрессионистов, его интересовали принципы фовизма, он изучал идеи примитивизма, пока не создал свою теорию под названием лучизм. Это также положило начало новому направлению: неопримитивизму.

Бунтарский дух энергичного Ларионова привлекал внимание молодых артистов-единомышленников. Ларионов организовал четыре удивительных выставки, вокруг которых каждый раз разгорался скандал. Это знаменитые экспонаты «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», впоследствии ставшие одноименными организациями. Затем последовали выставки «Мишень» и «№4», которые также объединили молодых людей, отрицающих каноны школы классического искусства.

Среди его известных работ — картины из серий «Парикмахер» и «Солдат», автопортрет, «Театр кукол», «Венера и Михаил», «Весна» и другие. Помимо живописи, Ларионов иллюстрировал книги, оформлял пьесы и писал книги.

Художник скончался в 1964 году в возрасте 82 лет.

Новый миф

Именно на этой богатой и эстетически разнообразной местности появились обнаженные тела Ларионовой. В 1912 году он создал серию полотен с изображением обнаженных женщин, и большинство из них взяло название со словом «Венера»: «Венера-солдат», «Еврейская Венера», «Венера Кацап», «Венера» (также известная по надписям «Венера Михаил»). Кроме того, сохранился карандашный набросок другой картины, никогда не писавшейся, «Венере дель Негро».

123

Фото: НГХМ, commons.wikimedia.org Картины «Кацапская Венера» художника Михаила Ларионова (слева) и «Венера Урбинская» художника Тициана
Безграничный авангард Салоники изучат и продемонстрируют русское искусство начала ХХ века

В своей «Венере» Ларионов, конечно, беседует с Тицианом и Джорджоне. Героини лежат на кровати, подперевшись на высоких подушках, взгляд их направлен либо на зрителя, либо немного в сторону, но тени застенчивости в них нет. Напротив, лист, закрывающий грудь еврейской Венеры, выглядит издевательством над традицией изображения Евы. Сами имена читаются как пародия на мифолога эпохи Возрождения, поскольку ничего божественного и даже просто возвышенного в женщинах Ларионова не замечено.

Но в то же время, если Серов и Климт, Шиле и Пикассо нарочно очистили женскую наготу от естественной привлекательности, то Ларионов, наоборот, возвращает моделям эротизм, хвалит сочные формы их «Венер», преподнесенных с волнующим зрелищем радость жизни. Это не эстетические эксперименты богемы, а грубое и преувеличенное воплощение мечты солдата-филистера.

123

На фото: Государственный Русский музей Картина «Солдатская Венера» художника Михаила Ларионова
Неизвестные опубликованные документы русского авангарда «Харджиевский архив» содержат тексты и письма Казимира Малевича, Эль Лисицкого и Михаила Матюшина

Если до девятнадцатого века художники прославляли возвышенную красоту тела, то во второй половине века сексуальность эмансипировалась, а в начале двадцатого века было решено «упразднить» и сексуальность, и красоту обнаженной натуры, то в 10-х годов Ларионов снова уступает сексуальности обнаженной женщине, но не ограничивает ее идеальными стандартами красоты. На фоне современных дискуссий о «боди-позитивизме» этот подход кажется особенно актуальным.

В этом ряду выделяется «Венера» («Venus Michael»). Хотя полотно граничит с одной серией и по сюжету, и по хронологии, оно открывает новые горизонты не только в творчестве Ларионова, но и в мировой живописи. Эта «Венера» близка персонажам из цикла «Времена года» Ларионова. Анатомическое сходство, существовавшее у других «Венер», здесь заменено символическим образом, нарочито наивным и оторванным от реальности.

123

Элементы пародии на Венеру прошлого сохраняются (и мы также замечаем иронию в отношении наших собственных «национальных» Венер), но связь с анатомией полностью исчезает: трехмерность (даже «неправильная») заменяется по двумерности и размерности все фигурки похожи на детские рисунки. Вместе с радостным желтым фоном и светлым общим цветом это придает изображению фантастический солнечный оптимизм.

Другой важный элемент появляется на Венере: текст. Кроме изображения фигур и фона, есть надпись — такая же нарочито неуклюжая, по-детски: «Венера Михаила». Вы не поверите, но Ларионов, пожалуй, первый художник, который использовал текст как визуальный и концептуальный элемент картины.

Более чем через полвека текст поверх изображения (или даже на его месте) станет одним из главных художественных приемов основоположника московского концептуализма Ильи Кабакова. И несомненный символизм есть в том, что параллельно с выставкой Ларионова в Третьяковской галерее проходит ретроспектива Кабакова «Не всех заберут в будущее.

Однако в картине «Венера» текстовый элемент выглядит скорее декоративным и не несет концептуального или формирующего заряда. Другое дело цикл «Времена года», созданный в самом 1912 году.

123

Фото: Париж, Центр Помпиду. Серия «Времена года» (новый примитив). Осень »художника Михаила Ларионова. 1912 г

Четыре многоформатных полотна символизируют четыре сезона. Каждая композиция разделена на одинаковое количество неравных прямоугольников, три из которых представляют собой плоские двухмерные изображения, а четвертый отведен под текст.

«Счастливая осень, сияющая, как золото, со спелым виноградом и хмельным вином», — говорит один из них. «Весна ясная, прекрасная, с яркими цветами, с белыми облаками» — появляется с другой… Смазанность текста подчеркивается его написанием — без знаков препинания, с «неправильным» написанием и, казалось бы, случайными цветовыми акцентами.

123

Фото: Государственная Третьяковская галерея Из серии «Времена года (новый примитив). Зима» художника Михаила Ларионова. 1912 г

Такая же нарочитая наивность характерна и для центральных фигур каждого полотна: это обнаженные дамы в окружении ангелов, птиц и деревьев. Однако их нагота полностью обусловлена. От эротической обнаженной натуры Ларионов переходит к символической обнаженной, от мужского взгляда к модели (даже с карикатурным оттенком) к взгляду ребенка.

Почти монохроматический фон усиливает ощущение детскости образов: светло-оранжевый весной, коричневый зимой, синий осенью и пурпурно-черный летом».

123

Фото: Государственная Третьяковская галерея Из серии «Времена года (новый примитив). Весна» художника Михаила Ларионова. 1912 гОмск и Елец разделили русский авангард с Москвой
Омск и Елец разделили русский авангард с Москвой. Панорама русской живописи начала ХХ века насчитывает более ста полотен

И вот что интересно: если во второй половине девятнадцатого века изобразительное искусство освободилось от оков мифа, прежде непоколебимых, по крайней мере, по отношению к обнаженной натуре, то в двадцатом веке Ларионов снова возвращается к основополагающим принципам — не только европейцы (Венера), но и русские: «времена года» относятся к нашему язычеству, а не в греко-римском смысле. Уместно провести параллель с «Святым источником» — знаменитым балетом Дягилева «Русские сезоны», музыку которого написал Игорь Стравинский в том же 1912 году.

Эмиграция, балет и «друзья семьи»

По приглашению Сергея Дягилева в 1914 году самая эпатажная пара русского авангарда (записавшая свои отношения намного позже) уехала в Париж для сотрудничества с «Русскими сезонами». Навсегда, но они все еще не знают. Предполагалось, что они напишут сценарий, но внезапно Ларионов начинает проявлять интерес к другим аспектам процесса: он участвует в постановках в качестве сценографа, а иногда и сценариста (написание плакатов было не зря), а со временем — в качестве соавтора. -директор и хореограф. Кроме того, он часто ссорится с Дягилевым, который уже знает цену таланту Ларионова и поручает ему воспитание юных танцоров. Результат? Из-под пера Ларионова вышли всемирно известные танцоры, такие как Леонид Мясин и Сергей Лифарь.

В октябре 1917 года Ларионов и Гончарова планировали вернуться в Россию. И в России на это время тоже многое намечается… К 18 годам Ларионов понимает, что ему придется остаться во Франции. Он продолжает работать, и его увлечение балетом и, честно говоря, танцорами иногда откладывает в сторону живопись.

Ларионов прекрасно вписывается в мир парижской богемы. Он дружит с поэтом Гийомом Аполлинером, писателем Жаном Кокто, художниками Пабло Пикассо и Фернаном Леже. Богемную среду странными знакомыми узорами не удивишь, поэтому то, что в доме Ларионова поселился близкий друг Натальи Гончаровой Орест Розенфельд, а через некоторое время — больше, чем близкий друг Ларионова Александр Томилин, никого не глупо. Розенфельд — русская эмигрантка-меньшевик, а Шурочка, как ее называл Ларионов, — дочь московского банкира, тоже эмигрировавшего в Париж.

Другая женщина Михаила Ларионова

Александра Томилина 30 лет была любовницей Ларионова, по сути, сожительницей. Ее квартира находилась в том же доме этажом ниже, ее существование не было секретом для Натальи Гончаровой. Мы вчетвером уехали в отпуск с «друзьями семьи» или наедине с Ларионовым и Гончаровой.

Михаил Ларионов женился на своей главной музе Наталье Гончаровой в 1955 году. В основном это было связано с заботой о наследстве: в случае смерти одного из них, второй унаследовал все имущество. В 1962 году Наталья Гончарова умерла, и Ларионов женился на верной Томилиной. Его согревала большая мечта: он хотел, чтобы он и картины Гончаровой приехали на родину. Этого не произошло при жизни художника.

В 1962 году Михаил Ларионов умер, и только в 1978 году Александра Томилина составила завещание Советскому правительству. Передача огромного архива Ларионова и Гончаровой произошла только в 1989 году, когда были решены законодательные вопросы и для архива Ларионова в Третьяковской галерее было выделено отдельное помещение. Александра Томилина завещала похоронить ее в могиле Ларионова и Гончаровой, что и было сделано.

«Лучистые картины» Ларионова и боди-арт на женской груди

Французские новаторы стали ступенькой для Михаила Федоровича. Создать принципиально новое направление — лучизм. Критики, привыкшие только к его картинам в жанре неопримитивизма, снова недоумевают. «Где запечатлена природа? Где моменты жизни? А где же все-таки красивые женщины !? «, — безуспешно спрашивают, и Ларионов отвечает, что для этого человечество уже изобрело фотоаппарат и пишет« лучистые изображения».

Художник уверен, что каждый человек (даже сумасшедший), испытывая любое чувство, излучает лучистую энергию. Партнер воспринимает эти лучи и генерирует ответы. Это побуждает их рисовать. И это революционное влияние Ларионова. Все остальное так или иначе отвергало объективность, и Ларинов легким движением руки отправил ее на место крушения. «Восприятие не самого предмета, а суммы исходящих от него лучей» предлагает Ларионову изобразить и тем самым разрушает преграду: нельзя просто изображать предметы странным и непохожим образом, можно и нужно изображать не предметы на все!

Новое направление было принято не сразу и не всеми. Самой эффективной «пиар-кампанией» Ларионов и его верная партнерша Наталья Гончарова признали скандал: что делать, ничего нового под луной. Они устраивают шокирующие выставки и, как мы бы сегодня сказали, спектакли. Параллельно Ларионов строчит один плакат за другим, а также программу «Лучизм».

В «Манифесте донна» мастер побуждает женщин открывать грудь, которую следует раскрасить или татуировать. Асимметрия признана законом мужской моды в Манифесте для мужчин. Носить усы вульгарно и ретроградно: усов хватит! И половину бороды непременно нужно сбрить, а мужские ноги — обнаженными, с татуировками и в босоножках (спасибо, а не в носках).

Вскоре на следующей выставке «уважаемой публике» предлагают новую услугу: знаменитый Ларионов может вас нарисовать. Ларионов предложил женщинам нарисовать изображенные на плакате части тела, и женщины выстроились в очередь для такого пикантного боди-арта…

М.Ф.Ларионов. Автопортрет в тюрбане

В 1909 году Ларионов написал один из немногих своих автопортретов. Картина попала в Государственную Третьяковскую галерею по завещанию второй жены художника, А.К. Ларионовой-Томилиной. Вы можете подумать, что мастер нарисовал себя после ванны. Действительно, в автопортрете есть элемент маскировки.

Автопортрет в тюрбане. 1909 г

Ларионов изображен в своей мастерской на фоне незаконченных скульптур и натюрмортов. На стене есть пила. Этот портрет перекликается с Автопортретом Поля Сезанна из собрания Ивана Абрамовича Морозова. (Сейчас картина находится в Эрмитаже). Сезанн изобразил себя в кепке в образе рабочего. Ларионов также подчеркивает его «кустарную» сущность. Он сближает его с народными артистами, произведения которых собирает. Здесь прослеживается увлечение Ларионова Сезанном.

«Интерьер с колодой». МУВЗЖ

На этом полотне помещенные внутрь цветы видны повсюду: кривые, с загнутыми стеблями. Ларионов пишет сарай, который его дед построил в саду. Этот сарай служил мастерской Ларионова, когда он приехал на лето в Тирасполь.

Ученичество Михаила Ларионова длилось 12 лет. Его исключали из МУВЗЖ трижды. Однажды художника обвинили в изображении порнографии. На самом деле в его работе не было ничего порнографического. Ларионов рисовал обнаженную натуру НЕ как обычно. Учителями школы были Коровин и Серов, то есть абсолютно выдающиеся учителя. В результате Ларионов прошел ярчайшую школу живописи.

Бубновый валет

В 1910 году Гончарова и Ларионов вошли в творческое объединение под странным названием «Бубновый валет». Название придумал сам Михаил Ларионов. В нее, помимо Гончаровой и Ларионова, входили Кончаловский, Лентулов, Машков, Куприн, Фальк и те, кто к ним присоединился. Объединение сыграло значительную роль в русском искусстве. Тремя годами ранее, в 1907 году, «Голубая роза» вышла на сцену. Художники этой группы предпочитали изображать на своих полотнах миражи, сны, фантазии, символы потустороннего и нереального мира. В 1910 году символизм наскучил, надоел. И как гром среди ясного неба возник Бубновый валет».

Александр Куприн, входивший в «Бубновый валет», заявил, что упомянутые артисты приехали из Лентулова. Один из них крутил в руках игральную карту. Речь шла о просмотре картин молодых мастеров. Их выставка должна была сказать новое слово в искусстве. Вдруг Михаил Ларионов предложил: «Мы называем выставку« Бубновый валет ». Есть версия, в которой Ларионов вспомнил изображения на старых игральных картах в Италии. Бубновый валет был представлен как художник с палитрой. Все были согласны с этим названием ассоциации.
Но художники этого направления считали, что название следует переводить как «молодость, энергия и красота».

Парадокс этого названия объясняется тем, что мирян считали его оскорбительным. Во-первых, потому что молодого человека, связанного с преступным миром, с криминальным прошлым, называли «валетом». Бубны к тому же были признаком упорного труда, их нашивали на матросских куртках заключенных.

А сейчас есть порядочные люди, которые называют себя «Бубновым валетом». Хотя сами они, повторяем, перевели это название как «молодость, энергия и красота».

«Отдыхающий солдат»

В 1911 году Михаил Ларионов был призван в армию. Сервис подарил ему новые впечатления. Картина «Солдат на отдыхе» — это причудливая песенка, примета, народный эстамп, искусство русского первобытного человека. В нелепой деформированной фигуре с вывернутыми ногами и некоторыми «фрагментами» рук и лап очень точно выражена бессознательность солдата: там, где он был, там, не задумываясь, он всей своей массой рухнул на землю. И он прислонил лопату, которую копал минуту назад, к забору. Румяные щеки говорят о том, что солдат только что поработал, покраснел и устал.

Ларионов. Солдат на отдыхе. 1911, Третьяковская галерея

Не все замечают, что изображение содержит зашифрованную . пародию на всю «Венера в покое». Это относится как к Джорджоне, так и к Тициану. Вскоре Михаил Федорович начал писать свои Венеры. Кроме того, Ларионов еще и издевается над зрителем, показывая на переднем плане грязные ботинки и торчащий солдатский зад.

«Утро в казарме»

Следующая фотография Ларионова из «Армейского периода» — «Утро в казарме». Это прекрасная работа, полностью прозрачная, очень легкая, почти импрессионистская.

М.Ф. Ларионов. Утро в казарме. 1910, Третьяковская галерея.

«Прозрачность» выражается в легкости нанесения краски, сквозь которую пробивается цвет холста. Окна прозрачные и огромные. За окнами — Петербург. Печка горит. Солдаты что-то несут, идут. Каким бы статичным ни был «Солдат отдыхает», это изображение такое подвижное и легкое. И сама вибрация красочного слоя как бы подчеркивается движениями этих солдат.

Лучизм Ларионова

Так художник совершил выдающееся художественное открытие. Открытие под названием лучизм. Ларионовский лучизм воспринимается как первое абстрактное направление в русском искусстве.

Новая теория просуществовала недолго. Ларионов считал, что каждый предмет обладает энергетической силой. Пусть эта сила проникнет в глаз художника или зрителя и отразится в форме луча на холсте в той форме, которую дает ему мастер.
Основными ценностями районистов провозгласили сочетания цветов, насыщенность, насыщенность цвета, интенсивность восприятия, приверженность энергоносителям. Сияющие картины имеют особую пространственную структуру. Это не объем, но и не самолет. Кажется, что лучи проникают в полотно одновременно во всех направлениях. А на выходе создается объемное пересечение этажей.

«Это почти то же самое, что мираж, появляющийся в жарком воздухе пустыни, рисующий далекие города, озера, оазисы в небе — рассуждение стирает границы, существующие между плоскостью картины и природой»

— написал М.Ф. Ларионов.

Взгляните на композицию «Петух». Внимательно изучив эту работу, кураторы выставки пришли к выводу, что здесь изображены два персонажа. Они заняты деторождением.

Ларионов. Петух (сияющий этюд), 1912 год, ГТГ.

Посмотри, видишь ли ты это тоже.

В работе «Бычья голова» важно, какое пятно у Ларионова. Эта растяжка не только не изменила форму. Он ходил исключительно с вкраплениями цвета. Пятно превратилось в лучи. Эти лучи также создают голову быка, который тоже смеется. «Петух» имеет более спокойный цвет, чем бело-черно-лимонная «Бычья голова».

Ларионов. Голова быка, 1912 год, Третьяковская галерея

Серия «Времена года»

Также Ларионов пишет свой замечательный сериал «Времена года». В каждой картине он делит холст на четыре части. На каждом полотне должно быть:

  • 1. Обнаженная, «Венера», аллегория сезона.
  • 2. Некоторые жанровые сцены, соответствующие представленному сезону.
  • 3. Пейзаж подходящий для этого сезона.
  • 4. Надпись, слова, характеризующие время года, написанные неустойчивым детским почерком.

У всех сезонов свой цвет. Зима коричневая, весна охристо-желтая, лето изумрудно-черное, осень голубая.

В качестве «оригинала» Ларионов, видимо, использовал детские рисунки. Композиции также напоминают вышивку, легкие ткани. Мастер отказывается от привычных представлений о поле изображения.

На полотне «Весна» Венера окружена крылатыми амурами. Древо жизни в нижнем регистре окружено двумя человеческими профилями.

Аллегория весенней Венеры представлена ​​в радостном танце. Он отмечает любовь, плодородие, возрождение. Эти категории также обозначены изображениями гусеницы и бабочки внизу правого верхнего регистра.

Ларионов играет со зрителями в своеобразную игру. За кажущейся наивностью изображений и надписей детским почерком, с оттенками букв, «скрытыми» ошибками скрывается сложная живопись, тайная демонстрация виртуозного мастерства, достигнутого минималистскими средствами, построенная на тончайших оттенках тона, распространенная разнообразием движений кисти.

В собрании Государственной Третьяковской галереи также представлена ​​композиция «Зима».

М.Ф. Ларионов. Зима. Времена года, 1912, Третьяковская галерея

Полотно «Осень» было привезено на выставку художника в 2018 году из Франции.

М.Ф. Ларионов. Падать. Приобретена А.К. Ларионовой-Томилиной в 1970 году. Центр Помпиду, Париж.

«Ослиный хвост». «Мишень»

В 1912 году Гончарова и Ларионов покинули «Бубновый валет». По их мнению, «Бриллианты бриллиантов» оказались слишком чувствительны к западному искусству, в котором они слишком буквально следовали приемам творчества Сезанна. Потом назвали бубнововалетовцев — русскими сезонниками. Ларионов, Гончарова и их последователи считали, что нужно больше обращаться к народным корням.

В 1912 году прошла выставка с шокирующим названием «Ослиный хвост». В нем приняли участие Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов. Как сообщают газеты, название ассоциации происходит от одной из картин, на которой изображен ослиный хвост.

В 1913 году Ларионов представил свои сияющие работы на выставке «Таргет». Районизм стал одним из доказательств опережающего развития русского авангарда, его независимости от Запада. На этом яростно настаивали «Ларионовити» в своих программных выступлениях на выставке «Мишень». Наталья Гончарова с особой страстью проявила свой особый путь в искусстве.

Особенности творчества Ларионова

Ранний период деятельности

В первый период творческой карьеры Ларионов работал в стиле импрессионистов. Он любил писать картины короткими мазками, заставляя зрителя чувствовать пульс холста. Особенностью его импрессионистского стиля была яркая живопись. Часто он наносил ряд несовместимых цветов, но в то же время тонкое чутье художника помогало ему достичь цветовой гармонии. Интересно отметить, что в его работах форме подчинялась не картина, а форма возникала из отдельных мазков.

Картина Ларионова
Картина Ларионова «Сад». 1904 г.

До 1906 года художник работал в направлении неоимпрессионизма. Его картины этого периода отличаются красочными и фрагментарными композициями. Он писал нежные пейзажи, которые сложно сравнить с более поздними картинами в стиле примитивизма, районизма и других новых направлений.

Картина Ларионова
Картина Ларионова «Акация весной». 1904 г.

Период примитивизма

Поездки в Париж и Лондон сильно повлияли на творческий стиль Ларионова. Вернувшись оттуда, он начал творить в стиле примитивизма. Первые были гротесками из жизни и повседневной жизни солдат. Российская публика неодобрительно восприняла нововведение, бросив в адрес артиста массу язвительных комментариев. Картина «Отдыхающий солдат» была особенно плохой. Однако картины в этом стиле вместе с смелыми выставками «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» привлекли внимание непокорных молодых художников, склонных к экспериментам и отвергающим художественные нормы и правила.

М.Ф. Ларионов. Солдат на отдыхе. 1911 гр.
М.Ф. Ларионов. Солдат на отдыхе. 1911 гр.

Отметим, что в отличие от наивного искусства (когда человек просто не умеет рисовать) примитивисты сознательно создали эффект невежественного искусства. Они сделали картинку плоской, сознательно ошиблись в перспективе, не соблюдали пропорции, прибегли к ярким цветам и даже допустили ошибки в подписях, чтобы таким образом выразить свой протест против академической школы. Им нужна была свобода. Свобода от рамок и жестких взглядов, переход к искусству, не подчиняющемуся логике.

М. Ларионов. Картина периода примитивизма
М. Ларионов. Картина периода примитивизма «Офицерская парикмахерская». 1909 г.

Рождение лучизма

именно лучизм считается направлением, заложившим основы будущего русского абстракционизма. А его основатель — Михаил Ларионов. Специалисты полагают, что предпосылками к созданию художником лучизма могла стать работа с Врубелем и лондонская выставка У. Тернера.

Новая теория провозгласила фундаментальным элементом луча, который пронизывает все и является причиной возникновения пространств и форм. При этом выделялись чистый районизм (полная абстракция) и районизм, основанный на конкретном объекте. Сами районисты часто строили свои работы, используя принципы кубизма, орфизма и футуризма, провозглашая лучизм вершиной всех этих направлений.

М.Ф. Ларионов. Написана в стиле «стеклянного» лучизма. 1912 г.
М.Ф. Ларионов. Написана в стиле «стеклянного» лучизма. 1912 г.

1900 – 1906 гг. Импрессионистский период

В начале 1900-х Михаил Федорович был в центре культурного дискурса. Он связался со всем соответствующим руководством и на собраниях. Но его знакомство с художником Константином Коровиным стало решающим. Последний познакомил Ларионова с французскими импрессионистами и помог увидеть их работы в коллекции Сергея Ивановича Щукина.

Годы учебы в школе были для Михаила очень плодотворными: за первые пять лет он выполнил сотни набросков и акварелей, рисунков и этюдов. Ларионов не работал академически, но он искал свой путь, пройдя все пути современных авангардных течений. В его стиле смешались символистские идеи мира искусства и влияние Коровина как первого русского импрессиониста.

Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Метель» 1900 г

В 1904 году на студенческой выставке Ларионов показал серию пейзажей, снятых в разное время суток. Он явно имитировал «Руанский собор» Клода Моне, но делал это с другой целью. Если французы сделали акцент на передаче света, то русский мастер преуменьшил и намеренно преуменьшил претенциозные изыскания Моне. Ларионов просто развлекался и смешивал «стихи» с «прозой». Злость, хулиганство и эпатаж станут частью его фирменного стиля для Михаила Федоровича.

В картине 1904 года «Пивной натюрморт» Ларионов демонстрирует злобу и «приверженность традициям». В нем используются острые диагональные штрихи, напоминающие знаменитого тогда Алексея Явленского. На первый взгляд простая работа оставляет долгое послевкусие. Цветовая гамма, напоминающая ночное небо, сумеречное освещение, придает образу загадочность. И, в духе Ларионова, абсолютная прозаичность предметов.

Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Натюрморт с пивом» 1904 г

Некоторое время Ларионов работал импрессионистом, но вовсе не пытался пополнить ряды этого модного направления. Вообще он никогда не входил в узкие рамки направлений и всегда придумывал новые формы.

Сияющий мир произведений Михаила Федоровича во всех отношениях пронизан русской национальной культурой, взращен генами Левитана, Саврасова, Серова и Коровина, проникнут экспериментами европейских коллег и имеет свой неповторимый стиль. Щепотка злобы в роскошном блюде национальной кухни.

В 1906 году Ларионов выставлялся практически на всех крупных выставках в Петербурге и Москве, где имел большой успех: Третьяковская галерея приобрела картину «Весенний пейзаж», а Сергей Дягилев пригласил его принять участие в Выставке русского искусства в Париже.

Но, конечно, не было понимания творчества Ларионова в массах. Некоторых он привлекал нетривиальным взглядом, поэзией и легкой радостью, вложенной в каждое произведение. Другие смотрели на первопроходца с интересом, в то время как другие считали его грубым шалуньями и мягким циником.

Но за маской шутника и шута прятался очень образованный человек. Он обладал обширными знаниями в области истории культуры, театра, литературы, балета и, конечно же, изобразительного искусства.

Ларионов был совсем другим, но, в отличие от многих своих коллег, никогда не был серьезным. Он был легким и широким. Его взгляд устремился в бесконечность, в манящие просторы вечного космоса. Ларионов не интересовался деталями, его интуиция была далека от реалистичного описания окружающего мира и оставалась за пределами времени. И хотя сам Ларионов не был мистиком, он часто говорил о вневременной природе живописи.

Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Дождь» 1904 г

Рекорды продаж, цены на картины Ларионова

В 1950-е годы, при жизни художника, спрос на его картины начал расти. Это привело к организации многочисленных выставок работ мастера и его жены Н. Гончаровой. Но чего сегодня стоят картины Ларионова? Давайте посмотрим на информацию с аукционов.

В 2012 году на аукционе МасДугалла была представлена ​​ранняя работа М. Ларионова «Цветы на веранде». Картина была продана по нижней границе эстимейта за 1,1 миллиона фунтов (1,9 миллиона долларов).

М. Ларионов. Цветы на крыльце. 1902 г.
М. Ларионов. Цветы на крыльце. 1902 г.

В 2014 году картина «Импастатрицы» поступила на торги Sotheby’s. В 1913 году Илья Зданевич составил список основных работ художника, в который вошло это произведение. Его последняя презентация общественности состоялась в 1961 году в Англии. Эта работа полностью отражает его художественный стиль. Упрощение форм, интересное сочетание неподвижности и движения фигур, резкости и угловатости очертаний. Работа была оценена в 0,8–1,2 миллиона фунтов стерлингов и продана за 1,9 миллиона фунтов стерлингов (3,1 миллиона долларов).

М. Ларионов. «Смесители». 1906–1909
М. Ларионов. «Смесители». 1906–1909

Наконец, работа «Натюрморт с кувшином и иконой», ставшая лидером аукциона Sotheby’s в 2007 году, считается рекордной по продажам картин Ларионова. Работа создана примерно в 1910 году и ранее участвовала в известной московской выставке. Эксперты оценили картину в 2–3 миллиона долларов и прогнозировали, что она станет звездой аукциона. Так и случилось. Во время аукциона между человеком в комнате и участником торгов по телефону завязалась драка. В итоге полотно было продано за 4,5 миллиона долларов.

М. Ларионов. «Натюрморт с кувшином и иконой». 1910-1912 гг
М. Ларионов. «Натюрморт с кувшином и иконой». 1910-1912 гг

Популярность картин Ларионова вызвала лишь гигантский поток фейков. С 1980-х годов в прессе не раз описывались скандалы вокруг следующей партии картин художника, снятой с аукционов по всему миру. Например, в 1988 году в Швейцарии была остановлена ​​выставка, на которой было представлено около двухсот работ Ларионова. Проверка показала, что все картины поддельные.

Если раньше Казимир Малевич считался лидером по фальсификации, то его заменили работы Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Ситуация осложняется появлением не только фальшивых картин, но и фальшивых каталогов произведений художников, поэтому так важно заранее провести экспертизу картин Ларионова, Гончаровой или других представителей авангардного искусства заключение сделки. Далее мы рассмотрим особенности этой процедуры и узнаем, где и как продать картину Ларионова.

1907 – 1911 гг. Синтетический период

Знакомство с Давидом Бурлюком в 1907 году дало новый импульс творческим поискам Михаила Федоровича. Вместе они организуют выставку Стефаноса, которая становится первым показом сил нового русского авангарда и вызывает резкую критику.

Между тем Ларионов движется в сторону неопримитивизма и начинает понимать зарождающуюся тенденцию «отходить от темы». Он действует по-своему: изучает, анализирует и выбрасывает на холсты глаза и свое высказывание.

Неопримитивизм был первым открытием зарождающегося русского авангарда и возник в результате переосмысления популярных гравюр и икон. В новом направлении Ларионов продемонстрировал отказ от подражания западной традиции, особенно примитивам Гогена, и явный отход от классических догм живописи.

Впервые свои примитивистские работы Ларионов показал в 1909 году на выставке «Золотое руно».

Грубость сюжетов, умышленное пренебрежение, явное издевательство и пародия на «высокое искусство» совершенно не понравились публике. Именно тогда между создателем и зрителем возник явный разрыв в понимании эстетики. Совершенно новая ситуация в искусстве возникла в России. Художники начали работать, не оглядываясь на зрителя. Рождается русский авангард.

Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Парикмахер» 1907 гХудожник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Бейкер» 1909 гХудожник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Провинциальная Франтия» 1907 г Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Смесители» 1907 г

Как и большинство авангардистов, Ларионов придерживался левых взглядов. Возможно, поэтому в его произведениях так много представителей рабочих профессий. А сам он, часто нуждавшийся в деньгах, работал неполный рабочий день на низкооплачиваемой работе. В картинах Ларионов вложил свой опыт, тонкие наблюдения за окружающим миром и проницательность, присущую гениальности.

Михаил Федорович одним из первых заметил огромную пропасть между реальной жизнью и респектабельным искусством. Он понимал, что для обновления живописи нужен новый язык. Жизнь с ее гостиницами, трактирами, безработными и обездоленными нужно было признать искусством. Новые значения должны были отображаться на холсте.

Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Ссора в трактире» 1911 г

Уникальность Ларионова в том, что он, с одной стороны, говорил на вид простым, «детским» языком, понятным всем, а с другой — представлял собой сложное произведение с глубочайшим смыслом.

В 1910 году Ларионов вместе с Ильей Машковым, Аристархом Лентуловым и Петром Кончаловским организовал выставку «Бубновый валет». О реакции общественности на это событие Казимир Малевич в своей автобиографии писал: «выставка была подобна взрыву сильного вулкана».

Критики не приняли «Бубнового валета». На артистов обрушился шквал негативных публикаций. Самым безобидным оказался отзыв Максимилиана Волошина. Говоря о Ларионове, он очень тактично ответил: «То, что он очень талантлив, бесспорно, но в его таланте есть что-то смешное и глупое. Вы только посмотрите на его солдата».

Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Курящий солдат» 1910-1911Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Солдат в отставке» 1911 г

Через год Ларионов и Гончарова создали объединение художников «Ослиный хвост». К ним присоединились Казимир Малевич, Кирилл Зданевич, Михаил Ле-Дантиу, Александр Шевченко и другие. Основное внимание группы уделялось русской живописи вне зависимости от европейских тенденций.

В 1912 году была организована выставка Coda d’asino, где, помимо работ художников группы, экспонировались рисунки детей и работы художников. Жизнь стремительно входила в искусство, и искусство теряло элитарность. За что, собственно, боролся авангард.

Последней яркой вспышкой примитивности в творчестве Ларионова стал цикл «Времена года». В нем художник соединил детский рисунок и архаизм, но пошел еще дальше: создал второй символический фон, пространство значений, в котором фигуры-знаки и криптограммы складываются в стихотворения, составленные из образов.

Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Весна. Из цикла Времен года» 1912 гХудожник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Лето. Из цикла Времен года» 1912 г Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Осень. Из цикла Времена года» 1912 г Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда
«Зима. Из цикла Времен года» 1912 г

Особенности экспертизы, продажи и скупки картин Ларионова

Как оценить картину Ларионова

Чтобы более-менее достоверно оценить творчество известного художника, необходимо разбираться во многих деталях. Например, приятно знать весь творческий период автора, самые востребованные картины, понимать интересы арт-рынка и параметры, от которых зависит цена картины. Поскольку даже специалисты специализируются на конкретных эпохах художников, проводить такую ​​оценку самостоятельно не рекомендуется. Отказ Ларионова от профессионального опыта рисования может привести к значительным финансовым потерям, когда дорогой шедевр продается за скромную сумму.

По этой причине мы предлагаем оценить картины Ларионова в специализированном экзаменационном центре. Сотрудники центра исследуют полотно в лаборатории на все требуемые параметры, от определения подлинности до определения состояния полотна.

Где выгодно продать картину Ларионова

Сделать это можно в Лермонтовской галерее — антикварной площадке, которая работает с 2008 года. За эти годы мы собрали на нашем ресурсе большую аудиторию людей, готовых приобрести ценные произведения искусства. Вам просто нужно подготовить описание картины, сфотографировать и прислать нам. Как только вы нашли покупателя, вы можете обсудить с ним детали продажи.

Источники

 

  • https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-larionova/
  • https://iz.ru/788781/sergei-uvarov/krasavitcy-mikhaila-larionova-obnazhennye-venery-i-sputnitcy-zhizni
  • https://artchive.ru/mikhaillarionov
  • https://kraeved1147.ru/larionov/
  • http://tvorogin.ru/hudozhnik-mihail-larionov-biografiya/

Читайте также: Картины Марка Шагала: биография и творчество

Оцените статью
Блог про картины