Картины Марка Шагала: биография и творчество

Содержание
  1. Марк Шагал. Факты биографии
  2. М.Шагал. «Над городом»
  3. «Ландыши» М.Шагал в Третьяковской галерее
  4. Панно «Введение в еврейский театр», 1920 год
  5. Творчество с 1960-х и последние годы Шагала
  6. «Синий дом» (1917)
  7. «Я и моя деревня» (1911)
  8. Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена
  9. 6. Большой цирк (1956)
  10. Гимназия
  11. 7. Прогулка (1918)
  12. Букет с лилиями и летящие любовники (1947)
  13. «Натюрморт с вазой цветов» (1910)
  14. 2. Ночь (1953)
  15. «День рождения» (1915)
  16. Послесловие
  17. Париж
  18. Вечная любовь Шагала
  19. Ландыши (1916)
  20. Десятки детских интересов
  21. 5. Невеста с веером (1911)
  22. Описание картины Марка Шагала «Поэт, или пол-четвертого»
  23. 8. Автопортрет с семью пальцами (1912-1913)
  24. «Русская свадьба» (1909)
  25. Описание картины Марка Шагала «Над городом»
  26. Синий скрипач (1947)
  27. «Адам и Ева» (1912)
  28. Ученик фотографа
  29. Снова на родине
  30. 3. Юбилей (1923)
  31. Шагал — основатель Витебского художественного училища
  32. Вирджиния. Отвлечься не удалось
  33. «Старуха с клубком» (1906)
  34. Обручение и Эйфелевая башня (1913)
  35. Белла (1925)
  36. Парижские картины на ночных рубашках
  37. Отъезд за границу. Париж
  38. Мать у печи (1914)
  39. Описание картины Марка Шагала «Белое распятие»

Марк Шагал. Факты биографии

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович Шагал) родился в 1887 году в еврейской семье на окраине Витебска. Дома получил традиционное еврейское образование. В 1906 году уехал учиться в Петербург, где без экзаменов был принят в третий класс Рисовальной школы Общества поощрения художников. Затем учился в частной школе у ​​Леонида Бакста. В 1911 году продолжил художественное образование в Париже. Там он стал называть себя Марком. В 1914 году он вернулся в Витебск, чтобы увидеть свою семью и возлюбленную Беллу (Берта Розенфельд). Из-за войны он остался в России.

С 1920 года Шагал живет с семьей в Москве. Художник оформил спектакли в Еврейском камерном театре в Москве. В 1922 году уехал в Литву, а оттуда в Германию. В 1923 году по приглашению Амбруаза Воллара он переехал во Францию. Во время войны жил в США. В 1944 году любимая жена Беллы умерла от сепсиса в больнице. В 1947 году Шагал вернулся во Францию. Мастер умер в 1985 году на 98-м году жизни в Провансе. Похоронен в Сен-Поль-де-Ванс.

М.Шагал. «Над городом»

Картина «Над городом» рассказывает о двух влюбленных. На фоне неба в полете изображены сам Шагал и его жена Белла. В полотне мастер переводит словесные ощущения в зрительные. Каково это? Кто из простых людей не чувствовал себя готовым улететь от счастья? Кто не чувствовал, что не чувствует под собой ноги? Эти чувства мастер выразил на холсте.

Марко Шагал. «Над городом». 1914-1917 гг.

На картине «Над городом» герои отрываются от земли. Темные фигуры читаются как одна точка на светлом фоне неба. Фигура Беллы развернута параллельно плоскости картины. Жестом протянутой руки задайте направление. И герой поддерживает и в то же время полагается на своего партнера. Полет Беллы пассивен. Здесь нет ни распущенных волос, ни одежды. Бывает как во сне или в любовном трансе. Художник оглядывается и хватает Беллу одной рукой в ​​жесте «схватить». Он товарищ или похититель? Если похититель, жест Беллы может быть воспринят как мольба о помощи. Взгляд «похитителя» направлен вправо, за пределы кадра, и полет над городом больше похож на побег от какой-то невидимой для зрителя опасности.

А под Витебском, которого никогда не было, она очень красива. Все чисто, помыто, замечательно. Мастер никак не указывает время суток. Провинциальный городок может быть покинут и днем, и ночью. Таким образом, полет происходит между сном и реальностью — в пространстве воображения.

У забора сидит замечательный мужик, который испражняется. Марк Шагал очень любит эту популярную культуру. Этот человечек, казалось бы, снижает пафос романтического полета. Но в отличие от монументальных фигур влюбленных демонстрирует степень отрешенности от обыденного.
Когда дети видят эту сцену, они много смеются. Вы можете спросить их: «Был ли кто-нибудь из вас в подобной ситуации?» Затем они опускают глаза. В такой ситуации оказываются не только дети, но и взрослые.

«Ландыши» М.Шагал в Третьяковской галерее

М. Шагал. «Ландыши», 1916 год. Государственная Третьяковская галерея.

Рядом висит чудесная картина «Ландыши». Картина написана в 1916 году. У пары Шагалов только что родилась дочь Ида. Кто-то оставил букет нежных ландышей у постели Беллы. Белла была полностью счастлива с мужем и дочерью. Она посмотрела на цветы и заметила, что ей очень жаль мимолетную красоту цветов, потому что они скоро увянут. На следующий день Марк принес Белле картину «Ландыши», запечатлевшую моменты счастья и красоты. «Дай бог, чтобы дочка дожила до тех пор, пока длится эта красота», — сказал он, передавая картину жене.

Панно «Введение в еврейский театр», 1920 год

В 1920 году Марк Шагал создал панно для еврейского театра. Композиция многофигурная, на панно можно долго смотреть.

Тарелка «Введение в Еврейский театр», 1920 год. Государственная Третьяковская галерея

Слева мы видим директора театра Алексея Грановского. Он изображен в черном костюме и держит Шагала на руках. Грановский ведет артиста в еврейский театр. Еще есть Михоэлс (слева, почти на веревочке). Второй раз Шагал поставил Соломона Михоэлса крайним правым. Он садится и держит ноги в тазу. За что? Все очень правильно, Шагал отдал дань еврейской традиции. Когда вечерняя молитва читалась очень и очень долго, Ребе иногда держал ноги в тазе с холодной водой, чтобы не заснуть. На этом полотне присутствует память о детстве, память о национальных традициях. Также здесь пишут разные цирковые персонажи, актеры, музыканты. Это прекрасное народное представление.

Панно не всегда можно найти на выставке, на выставках оно много «ходит». Когда он возвращается в Государственную Третьяковскую галерею, его показывают в сопровождении нескольких вертикальных панно, символизирующих танец, музыку, литературу и вечеринку. Шагал также написал их для Еврейского театра в 1920 году.

Судьба этого панно напоминает о злоключениях из «Принцессы мечты» Михаила Врубеля. Около 40 лет работа хранилась на всех театральных складах и была вынесена на свет Богу только в 1973 году, когда Марк Захарович приехал в Москву. Затем он поставил авторские подписи на панели.

Во Франции (и за ее пределами) Марк Захарович много работал с техникой витража. Мы видели его витражи в Реймском соборе.

Завершение цикла статей о русском авангарде публикацией в П. Н. Филонове.

Творчество с 1960-х и последние годы Шагала

Над городом

С 1960 года Шагал в основном интересовался монументальным искусством (мозаика, витражи), а также скульптурой, керамикой и гравюрой. С этого времени правительства Израиля, Америки, многих европейских стран заказали украшение официальных зданий, храмов и синагог. Он расписывает потолок парижской Гранд-оперы, создает великолепные большие панно в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, пишет холсты и эскизы костюмов и масок для театра, украшает здание Национального банка Чикаго мозаикой…

Для Шагала в Ницце строится дом с большой мастерской, куда художник переехал в 1966 году.

В 1973 году по предложению Советского Союза в Третьяковской галерее была организована выставка Шагала. Мастер побывал в Москве и Ленинграде, подарил несколько работ. Он отказался приехать в Витебск.

В 1977 году Марк Захарович Шагал получил высшую награду Франции — Большой крест Почетного легиона. В честь этого события, а также 90-летия мастера и вопреки действующим правилам (выставлять художественные и исторические реликвии) в Лувре прошла грандиозная выставка работ именитого художника.

Шагал скончался 28 марта 1985 года во французской провинции Сен-Поль-де-Ванс, отдыхая на местном кладбище.

«Синий дом» (1917)

Голубой дом (1917)

Голубой деревенский дом на фоне красивого белого собора выглядит асимметрично и невзрачно, символизируя определенную грань между городом и деревней. Автор также хотел осветить социальную проблему бедности и богатства, а также классового неравенства.

«Я и моя деревня» (1911)

Я и моя деревня

Сочетание и переплетение цветов неправильных геометрических фигур объединяет всю фактуру этого изображения. Животные и люди: женщина вверх ногами, как символ плодородия, и мужчина с косой, что символизирует смерть. На заднем плане — разноцветные дома, а на переднем плане — две большие головы лошади и человека, это таинственный мир фантазии автора. Безусловно, картина имеет определенный смысл и определенную жизненную философию, но не каждый сможет понять и понять эти ассоциации авторского понимания действительности.

Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена

Возможность покинуть СССР представилась Марку Шагалу в 1922 году. Для участия в первой выставке русского искусства в Берлине художник вынул большую часть своих полотен и уехал с семьей. Выставка прошла успешно. В прессе появились восторженные отзывы о его творчестве, редакция опубликовала биографии и каталоги картин Шагала на всех европейских языках.

Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии — печать рисунков с помощью оттиска.

«Когда я брал литографический камень или медную пластину, мне казалось, что я держу в руке талисман. Мне казалось, что я могу переложить на них все свои старания и радости…»
Марк Шагал

Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в Парижском улье, исчезли. Некоторые из них художник восстановил по памяти, в том числе «Торговец скотом», «День рождения».

Вскоре Марк Шагал снова вернулся к литографии. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил сделать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя. Сама двухтомная Dead Souls вышла ограниченным тиражом — всего 368 экземпляров. Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной работы была защищена водяным знаком Ames mortes — «Мертвые души». Серия гравюр — 96 работ — Марк Шагал передал в дар Третьяковской галерее.

 

6. Большой цирк (1956)


Картина находится в частной коллекции. Шагал очень любил цирк и посвятил ему несколько картин. Это написано в 1956 году. На полотне изображена арена цирка. Напряженная атмосфера пропитана опасностями.

Большое количество символов, оттенков цвета, много деталей — от нее невозможно оторвать взгляд. Хотелось бы рассмотреть это фото, чтобы увидеть все во всех подробностях.

Спектакль надолго покинул цирк, праздник продолжается, зрители стали его участниками, а некоторые артисты цирка даже попали в рай. Что это значит? Возможно, переизбыток чувств, которые испытывал Шагал. Он восхищался мастерством артистов цирка.

Гимназия

Позже были и другие учителя, которые обучали грамоте и Священным Писаниям дома. В 13 лет мама отвела его в спортзал. Евреев туда не пустили, но Марка за 50 рублей сразу отвели в третий класс. Ему было нелегко учиться, к тому же, беспокоясь об ответе, даже после того, как выучили урок, Марк начал заикаться. Его любимым предметом стала только геометрия, а в рисовании он вообще был королем. В спортзале по примеру одноклассника Марк увлекся копией иллюстраций из журнала «Нива». Сначала был портрет композитора Рубинштейна, потом Марк загорелся, все скопировал. Друг, увидев висящие на стенах комнаты рисунки, похвалил Марка и назвал его неизвестным словом «художник». Позже, подумав об этом, Марк вспомнил вывеску «Школа живописи и рисунка художника Пэна». Все, отныне планы мамы закончились: в семье не будет ни сотрудника, ни другого бухгалтера.

7. Прогулка (1918)


Место проведения — Русский музей в Санкт-Петербурге. Это самая узнаваемая работа художника. На нем изображена пара: Марк и его жена Белла. Отрывается от земли, летит в небо. Влюбленные счастливы и веселятся.

Очень романтичное полотно. Неудивительно, что он был написан в лучшие годы жизни Шагала. Недавно он женился, у него родилась дочь.

Любопытство: картина — часть триптиха. На первом «Двойном портрете» Белла сидит на плечах Марка и готовится к полету. Третий — «Над городом» показывает двух любителей полетов.

Букет с лилиями и летящие любовники (1947)

Самые известные картины Шагала: Букет с лилиями и летающие влюбленные (1947)

Огромный белый букет на темно-синем фоне и два человека, парящие вверху изображения. Белла, покойная жена артиста, в роли невесты. Его тело бестелесно и всем своим видом напоминает ангела. Мужчина, обнимающий женщину, — сам автор. Он борется за свою возлюбленную, но она, кажется, никого не замечает и плывет. Внизу картины тусклый свет луны освещает канал, по которому одинокая пара плывет на лодке.

А про самые красивые синие цветы в мире, которые могут украсить ваш сад, на нашем сайте topcafe.su есть очень хорошая статья.

«Натюрморт с вазой цветов» (1910)

Натюрморт с вазой с цветами

Да, вы не ошиблись, это натюрморт, но выполнен в другой интерпретации. Так видит его человек при абстрактном восприятии окружающего мира. В принципе, все понятно — на столе стоит ваза с цветами. Жалко, не понимая с какими. Рядом — тарелка с фруктами, то ли сливами, то ли абрикосами, то ли даже персиками, здесь вы можете подумать сами. А рядом со столом стоит деревянный стул, ожидающий своего хозяина или гостя. Авангард — это стиль живописи, в котором нет начала и конца, есть определенная недосказанность сюжета, которая может восприниматься по-разному, в зависимости от того, какая у вас фантазия.

2. Ночь (1953)


Полотно хранится в частном коллекционере. Люди, мало разбирающиеся в искусстве, не сразу поймут, что художник имел в виду под этой картиной. Мистика: красный петух, необыкновенная женщина, тьма, полет…

Искусствоведы утверждают, что «Ночь» отражает стремление Марка к Витебску. Он написал его по прибытии в Париж после эмиграции в США. В этот момент жизнь Шагала изменилась. Белла уже ушла от него. После смерти жены он долго не мог прийти в себя.

Незадолго до создания картины он познакомился со своей будущей (второй) женой Валентиной Бродской. Считается, что полотно передает любовь художника к женщинам. Путешествовать во сне она абсолютно бесплатна.

Петух — символ перемен и тревог. Марк понимал, что его жизнь скоро изменится, и беспокоился об этом.

«День рождения» (1915)

День рождения (1915)

Понять, почему автор так назвал свое произведение, довольно просто, однако из праздничных атрибутов здесь видны только цветы, указывающие на торжественное событие. Летучий джентльмен представляет их элегантной даме, которая, похоже, тоже вот-вот взлетит. Пара слилась в нежном поцелуе и на столе застывает аппетитный торт, приготовленный дамой к приезду любимого гостя. В этой работе присутствует симметрия линий и сочетание цветов, что, в принципе, необычно для этого стиля искусства.

Послесловие

Марк Шагал

На фото: Марк Захарович Шагал.

Марк Шагал прожил долгую и насыщенную жизнь. После смерти своей возлюбленной Беллы он дважды женился, и, несмотря на то, что прожил со своей последней женой до конца, он продолжал писать свою Беллу как символ непреходящей любви.

Но на этом наш список не заканчивается. Ниже мы опубликовали другие известные картины Шагала, но без описания.

Париж

Тем временем Бакст перешел в Театр Дягилева в Париже. Набравшись смелости, Марк попросил быть с ним помощником декоратора. А в мае 1911 года Марк поехал в Париж на стипендию известного конгрессмена Винавера Максима Моисеевича, лидера еврейского национального пробуждения. Кстати, именно здесь он перефразировал свое имя, он начал представляться как Марк. Его захватила бурная творческая жизнь: интересные знакомства с художниками и поэтами, учеба, работа. Он влюбился в этот прекрасный город. Все свободное время в Лувре. Пространство и легкость: никаких рамок и требований, пишите, как видите и слышите! Его кисть стала подчиняться только внутренним порывам — счастью художника.

Осенью 1912 года Шагал посетил Осенний спектакль. Уже тогда доминировал кубизм. По мнению критиков, произведения Марка Шагала, даже иррациональные, все же выгодно отличались от непонятных полотен в зале кубизма. 1913 год начинается с первой персональной выставки Шагала в Париже, затем в Берлине.

Вечная любовь Шагала

На момент встречи в Витебске они оба считали себя проигравшими. По одной из версий, они случайно пересеклись и заговорили на мосту через Витьбу. По другой версии, они встретились в доме подруги Берты, Теи Брахман.
У Теи был роман с Шагалом, и она позировала ему обнаженной. Именно от нее написана чувственная «Сидящая красная обнаженная».
Не так уж важно, где прошла встреча, тем более, что она поразила нас обоих в самое сердце.
«Как будто мы знали друг друга очень давно, и она знала обо мне все: мое детство, мою нынешнюю жизнь и то, что со мной будет; как будто она все время смотрела на меня, она была где-то рядом, хотя я видел ее впервые. И я понял: это моя жена », — вспоминал Шагал.
Позже он пишет, что после знакомства с Беллой в нем навсегда поселилось чувство доверия. Шагал вернулся в Петербург и поступил на курс Леона Бакста. Он заворожен Бакстом. По некоторым данным, Бакст не только водил Шагала в школу, но и оплачивал его проживание в школе, ценив незаурядный талант юноши. Именно Бакст открыл Марку Шагалу личное «окно в Европу».
В 1910 году учитель уезжает в Париж, что заранее привело Шагала в отчаяние. «Я бы тоже хотел поехать в Париж», — осмеливается сказать он. Бакст поддерживает эту идею, считая, что таланту Шагала в России нет перспектив, и помогает ему двигаться вперед.
Париж! Застенчивый Мойше Шагал безвозвратно исчезает. Его место отныне и навсегда занимает ежик и денди Марк. Тогда он скажет, что только в Париже можно быть художником. Каждую свободную минуту он проводит в Лувре: «Самым легким местом для меня был Лувр. Там меня окружали далекие друзья ». Сам Шагал отмечал, что, помимо Рембрандта, Гогена, Ван Гога, Ренуара, особое впечатление на формирование его кисти произвел Делакруа.
Во Франции Шагал получает свободу. Он больше не пытается соответствовать никому и чему-либо. Начинается главное — симфония красок, кисти стихов, нарушение всех законов физики и гравитации. Все, кто пытался научить Шагала, замечали, что он плохой ученик. Он не умел учиться, он просто хотел быть самим собой и писать исключительно так, как хотел.
Шагал влюблен в Париж. Однако, когда ему особенно хочется отметить, насколько дорог его сердцу этот город, он говорит: «Париж, ты мой Витебск!» На картине «Я и моя деревня» профиль Шагала из Парижа обращен к Витебску.
В 1914 году он поехал в Витебск на свадьбу с сестрой, вскоре последовал и его собственный брак — новая встреча с Бертой не оставила сомнений: это судьба.
Марк Шагал написал несколько портретов своей жены с натуры. И еще около трех тысяч картин, рисунков, этюдов, на которых ее образ так или иначе отображается в летающих женщинах.
В 1916 году у счастливых супругов родилась дочь Ида. Тем временем в игру вступают другие силы. Катаклизмы потрясают Россию. Шагал был среди тех, кого поначалу вдохновляла новая власть. Напыщенные академики Академии художеств, отвергнувшие его, больше не издавали его. И социальная пропасть между дочерью ювелира и сыном клерка исчезла. Увлеченный новыми, как тогда казалось, переменами, Марк Шагал также некоторое время занимал пост уполномоченного по делам искусств Витебской губернии.
В первую годовщину Октября Шагалу было поручено украсить город. Витебск был опутан бесконечными заборами. Более сотни городских художников под руководством Марка Шагала расписывали заборы, стены и все остальное, что можно было нарисовать. Такого граффити мир еще не видел.
На первый план выходит авангард, Шагал вроде бы нашел свое место. Он организовал художественную школу в Витебске и пробовал там преподавать. Идея не удалась. Он хотел, чтобы его ученики, как и он, раскрыли свой талант. И изучение технических деталей казалось слишком скучным. Затем возникла драка между Марком Шагалом и Казимиром Малевичем. Основатель супрематизма сделал бы своих учеников не гениями, а профессионалами. Действительно, через пару месяцев в Третьяковской галерее прошла выставка картин учеников Малевича. Шагалу становилось все теснее. Вместо забракованных баз появляются новые картины, дальше идти не рекомендуется. «Мы построим свой, мы построим новый мир», царит абстракционизм и отрицание старых ценностей, а Шагал рисует цветы, женщин, Витебск… Белла все настойчивее повторяет об эмиграции.
Шагал с женой уезжают сначала в Москву, потом в Берлин. И, наконец, 1923 год — Париж! Здесь он будет «крестить» Берту в Белле. Здесь он счастлив, успешен, востребован, много пишет. На фото, как всегда, запечатлены Белла и ее возлюбленный Витебск.
Художника находит единственный признанный Шагалом учитель — Леон Бакст и говорит: «Теперь ваши краски поют». Это успех.
Между тем Европа сходит с ума. Гитлер пришел к власти. Шагалы покидают Париж в последний момент, когда город уже оккупирован. 22 июня Германия объявляет войну Советскому Союзу, и Марк Шагал и Белла видят Статую Свободы… Его хорошо принимают в Америке, но его сердце тоскует по Европе.
В 1944 году Париж был освобожден. Белла спешит уходить. За несколько дней до ожидаемого возвращения он заболевает. У него стремительно развивается вирусная болезнь и буквально на руках у Шагала умирает его муза.

Ландыши (1916)

Эта красивая картина сияет семейным счастьем, а зеленые оттенки натюрморта передают умиротворение художника. Розовые бантики на упаковке, в которую завернуты цветы, подчеркнут торжественность мероприятия. Ароматный весенний букет из ландышей предназначен для любимой жены и музы художника Беллы.

Десятки детских интересов

В одном дворе с семьей Шагалов жили старик, кантор и учитель. Помимо чтения и письма, Марк учился у него пению, на каникулах своим звучным сопрано он объявлял всю синагогу, наняв помощником этого церковного кантора. Он пел громко, прилежно, думая о том, чтобы стать певцом и учиться в консерватории. Другой дворянин, клерк в хозяйственном магазине, по вечерам давал уроки игры на скрипке. Эти уроки давались Марку с трудом, но в детстве он думал, что становится музыкантом, учитель хвалил его. Посещая свадьбы и другие танцевальные вечеринки, Марк с его «вьющимися волосами» был неотразим, а потом он мечтал стать танцором. Были дни и ночи в романтическом настроении, и он писал стихи, за что его даже хвалили. «Разве я не должен стать поэтом?» — подумал Марко.

5. Невеста с веером (1911)


Место проведения — музей Метрополитен (США). Одна из самых ранних картин Шагала. Написано в Париже. В то время Марко жил в «Улье», так называемом доме, где жили бедные бедные художники. Он уже знал свою будущую жену, и изображение, конечно же, ей посвящено.

Чистая и нежная невеста — воплощение сильной любви Марка. Казалось, их счастье невозможно: социальное неравенство. Однако Шагал добился своей цели и через три года женился на Белле.

Описание картины Марка Шагала «Поэт, или пол-четвертого»

Шагал-Марк-я-и-деревня

8. Автопортрет с семью пальцами (1912-1913)


Полотно хранится в Городском музее Амстердама. Шагал изображал себя успешным художником моды. Сейчас он работает над картиной «Россия, ослы и другие». Марк модно одет, в окне видна Эйфелева башня. Он находится в Париже, но над ним изображение Витебска (схематический пейзаж — небольшой зеленый купольный храм).

У Шагала семь пальцев. На этот счет есть две точки зрения. Некоторые искусствоведы считают, что это означает высокую скорость рисования. Другие находят в этом символе 7 дней сотворения мира (Библия).

«Русская свадьба» (1909)

Русская свадьба

Именно так Марк Шагал изобразил русский первозданный народный праздник, и все вроде как должно быть: жених в костюме, невеста в белом платье и гости, танцующие вслед за молодыми, идущие в церковь на венчание. Вот только сейчас все как-то размыто и нереально. Линии кривые, рисунок размытый, цвета тусклые. Наверное, в этом суть такого жанра, как авангард. Главное, чтобы автору все же удалось донести до зрителя смысл самого сюжета. Но в каком стиле он это сделал, это уже его личный выбор, и не нам его судить.

Описание картины Марка Шагала «Над городом»

Шагал-Марк-ден-рождения

Синий скрипач (1947)

Скрипач, паривший над спящим городом, играет сладкую мелодию. Голуби сидят на коленях и плече. Белая луна освещает Витебск. Эта картина во всем ее духе описывает горечь художника. Смерть Беллы принесла большую печаль в картины Шагала. Мелодия пронзающей сердце скрипки выражена пронзительно-синим цветом.

Парочка воркующих голубей все еще сидит на коленях у скрипача. Но через мгновение голубь исчез. Одинокий голубь на плече музыканта — символ печали по поводу потери любимой жены.

«Адам и Ева» (1912)

Адам и Ева (1912)

Христианская тема в искусстве была очень распространена в ХХ веке и за его пределами, а порочная история Адама и Евы не раз появится на полотнах современных художников. Даже Шагал не обошел стороной. Правда, (по мнению автора) действительно невозможно различить что-либо, кроме зеленой и белой геометрических фигур, но смысл этого произведения очень глубокий и поучительный. А что вам удалось увидеть на этом ярком и красочном полотне?

Ученик фотографа

«Искусство никуда не денется». Так говорил фотограф, к которому был нанят Марк. Он не платил зарплату, но щедро кормил рабочих: хорошие порции супа, хлеба, мяса часто будут вспоминать Марка в дальнейшем. Но глядя на обывательскую и респектабельную жизнь самодовольного фотографа, студенту захотелось сбежать. Ретушируя фотографии, скрывая морщины и веснушки и делая всех похожими, Марку было невыносимо скучно. Квартира, мебель, жена, дети: это цель жизни?

Снова на родине

После успеха за границей артист вернулся на родину. Это было летом 1914 года. Встреча с семьей и Беллой затянулась из-за начала войны. Следующим летом они поженились, и в 1916 году родилась Ида, любимая и единственная дочь и биограф ее отца. Дальнейшие события в России стремительно развивались, каждый год перемещая художника в новые места. После революции, которая изначально вдохновила Шагала, он возглавил Комиссариат искусств в своей родной Витебской губернии, что привело к открытию в городе художественной школы в 1919 году. В следующем году Марк уже в Москве, чтобы украсить Еврейскую палату. Театр. В 1921 году художник преподавал в еврейской школе-колонии для беспризорников. Авангард находится на переднем крае, и Шагал, кажется, этому рад. Но его все чаще неправильно понимают и обвиняют в нежелании меняться. В отличие от слова «новатор», Шагал придерживается «старого» наступления. Для искусства возводятся новые рамки и бордюры, это душит Шагала.

3. Юбилей (1923)


Картина находится в частной коллекции. В середине 1990-х он был продан за 16 миллионов долларов. Здесь тоже изображена любовь, но только в домашней обстановке. У него очень красивая история.

Марко отметил день рождения. Белла бросилась к своему дому на другом конце города, чтобы удивить любимого. Она украсила комнату и подарила ему букет. Яркие шарфы и цветы — этот порыв возлюбленной произвел на Шагала такое сильное впечатление, что он сразу бросился на холст.

Влюбленные кружатся в танце сильных чувств, им этого помещения мало, они хотят выбраться из него. Их любовь велика как мир.

Шагал — основатель Витебского художественного училища

В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и в следующем году женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Служба в Петроградском военно-промышленном комитете спасла художника от отправки на фронт. В то время Шагал нечасто работал над картинами — много внимания приходилось уделять работе и семье. В 1916 году у них родилась дочь Ида с Беллой. В редкие моменты, когда Марк Шагал был в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы и холсты, посвященные войне.

После революции Марк Шагал стал комиссаром по делам искусств Витебской губернии. В 1919 году организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных дворцов.

«Мечты о том, что дети городской бедноты, любовно испачкавшие бумагу где-нибудь в своих домах, позаботятся об искусстве, сбываются… Мы можем позволить себе роскошь« играть с огнем »и среди нашей собственной свободной стены гиды и мастерские со всех сторон представлены и свободно управляются слева направо включительно».
Марк Шагал

Школьники занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а в годовщину Октябрьской революции расписывали стены и заборы революционной тематикой. Марк Шагал создал в школе систему бесплатных мастерских. Художники, руководившие мастерскими, смогли использовать свои собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич, Александр Ромм, Нина Коган. Его бывший учитель Юдель Пен Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.

Однако вскоре в коллективе возникли разногласия. Школа приобрела расистский уклон, и Шагал уехал в Москву. В Москве художник обучал рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не покидал мысли о возвращении в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.

Вирджиния. Отвлечься не удалось

Марку Шагалу кажется, что он никогда больше не возьмется за кисть и больше никогда не коснется холста. К чему все это, когда ушел главный герой его картин и его жизнь?
Девять долгих месяцев Марк Шагал не пишет, не спит, не ест и почти не дышит. Его дочь Ида вытащила его. Сначала он привлек своего отца к работе над иллюстрациями к мемуарам Беллы «Горящие огни», а затем нанял для него медсестру — поразительно красивую женщину с лицом, похожим на ее мать. Вирджиния Хаггард младше Шагала более чем на 20 лет. Вскоре она родила ему сына Давида.
В 1947 году Шагал вернулся в Париж с Вирджинией. Но очень скоро она, забрав сына, убегает с фотографом, который приехал к ним в дом снимать материал о гениальном художнике…

«Старуха с клубком» (1906)

«Старуха с мячом» (1906)

Картина Шагала очень трогательная и жизненная, в ней есть некий философский смысл. Автор как бы говорит нам, что нам нужно думать о старости в молодом возрасте, потому что, как вы знаете: «что посеешь, то и пожнешь», а самое страшное в старости — это одиночество. Итак, эта старуха сидит одна в печали, склонившись над своим клубком шерсти, чтобы как-то занять свои мысли, развеять скуку и беспокойство. Картина выполнена в пастельных тонах, в характерной для автора манере, где один мазок накладывается на другой, создавая целостную картину.

Обручение и Эйфелевая башня (1913)

Белла, жена художника, оказала огромное влияние на ее творчество. Перед своей роковой встречей с Беллой Марк Шагал погрузился в депрессию. И только любовь помогла ему расправить крылья творчества и взлететь. Тема восходящих влюбленных — любимая тема художника. На картине изображены молодые люди, летящие в космосе между Парижем и Витебском. Их связывает любовь, удовольствие, страсть. Коза со смычком и девушка со скрипичным голосом — сантименты Шагала. Это оперная музыка еврейской свадьбы. Вдалеке виднеется занавеска, под которой стоят молодожены. Образ счастья и бесконечной любви.

Белла (1925)

Очень яркий портрет жены художника нарисован тушью на бумаге. Белла находится в расслабленной позе, слегка склонив голову. Этот рисунок был сделан в Париже, где семья Шагалов жила в изгнании. Платье и прическа Беллы соответствуют времени. Ее грация и красота всегда были стимулом для творчества художницы.

Парижские картины на ночных рубашках

В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером и помог художнику отправиться в Париж. В то время в столице Франции проживало много художников, писателей и поэтов русского авангарда. Они часто встречались с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блэзом Сандрардом, издателем Гервартом Уолденом.

В Париже Шагал видел поэтику во всем: «В вещах и людях — от простого рабочего в синей блузке до изощренных чемпионов кубизма — было безупречное чувство меры, четкости, формы, живописности». Шагал посещал лекции в нескольких академиях одновременно, изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. В то же время художник утверждал, что «никакая академия не дала бы мне всего, чему я научился, блуждая по Парижу, осматривая выставки и музеи, глядя на витрины магазинов».

 

Через год он переехал в «Улей» — дом, где жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невеста с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами». Денег, которые прислал ему Винавер, хватило только на самое необходимое: еду и аренду лаборатории. Холсты были дорогими, поэтому Шагал все больше рисовал на натянутых скатертях, простынях и ночных рубашках. По необходимости он продавал свои картины дешево и оптом.

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а только «краски, чистота, любовь».

«Я не возмущался их кубистскими подвигами. «Пусть едят свои квадратные груши на треугольных столах здоровья», — подумал я. <…> Мое искусство не мыслит, это расплавленный свинец, голубизна души, льющаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубореализм! Они мне скучны и противны»
Марк Шагал

В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала принять участие в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Невесте моей посвящается», «Голгофа» и «Россия, ослы и другие». Его картины выставлялись вместе с работами современных художников из разных стран. Через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине — в редакции журнала Der Sturm. В экспозицию вошли 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Представленные работы получили высокую оценку публики и критики. У художника появились последователи. Развитие немецкого экспрессионизма в те годы искусствоведы связывают даже с живописью Шагала.

Отъезд за границу. Париж

1922 — До эмиграции не хватает нескольких шагов: сначала выставка в Литве в сопровождении художника, затем в Германии, а теперь осенью 1923 года Шагал встречает свою семью в Париже. Бывшие граждане России получили французское гражданство только в 1937 году. Но в эти годы у мастера есть все: успех, востребованность, работа, любовь. Возлюбленная Белла и ее родной Витебск, где художник оставил частичку своего сердца, до сих пор изображены на картинах.

Мать у печи (1914)

Стиль картины — примитивизм и экспрессионизм. Мама артиста стоит у плиты и готовит обед. Женщина сосредоточена и поглощена приготовлением еды, цвет ее одежды подчеркивает простой образ жизни семьи. Слева у ног матери мужчина с тростью. Его небольшой размер подчеркивает огромную роль, которую играет мать семьи. Она ядро ​​семьи, основа ее благополучия.

Описание картины Марка Шагала «Белое распятие»

Читайте также: Михаил Федорович Ларионов: картины художника

Оцените статью
Блог про картины