Рембрандт ван Рейн: краткая биография и творчество

Последние картины Рембрандта

Одна из последних работ великого мастера — картина «Еврейская невеста». В этой картине художник настолько виртуозно погружен в тайну, что умудряется без слов передать все эмоции портрета. Основные фигуры на изображении играют определенные роли. Они представляют ветхозаветную пару Ревекку и Исаака, которые поселились в земле Филистимлян и притворяются сестрой и братом. Картина представляет собой последний завершающий путь в попытках художника сделать универсальное с особенным.
Не меньшего внимания заслуживает картина «Вирсавия». Эта картина была вдохновлена ​​историей Рембрандта из Ветхого Завета о царе Давиде, правителе Израиля. Однажды вечером Давид поднялся на крышу своего дворца, откуда заметил женщину невероятной красоты, принимающую ванну. Царь приказал узнать все об этой девушке. И слуги сообщили ему, что некая Вирсавия принимает омовение. Рембрандт перенес эту сцену на свое полотно. Он сосредоточил все свое внимание на прелюбодеянии, божественном гневе и кровавых преступлениях.
«Польский всадник» — еще одна картина Рембрандта позднего периода, получившая широкую известность после того, как ее приобрел влиятельный коллекционер. Главный герой полотна — отважный юноша верхом на коне. Рембрандт изобразил своего персонажа в движении, но взгляд изображенного человека задумчиво устремляется вдаль. Судя по стилю одежды, в которой одет молодой человек, он принадлежит к польской кавалерии 17 века. Он носит длинный кафтан, меховую шапку и кожаные ботинки. Рыцарь вооружен кинжалом и саблей, а в правой руке у него лук. Кто именно позировал для этого портрета великому голландскому художнику, пока неизвестно. Некоторые историки, изучающие творчество Рембрандта, склонны думать, что это был не рыцарь, а обычный поляк. Особое внимание художник уделил второму персонажу — боевому коню. Лошадь изящна и статна, ее ноздри широко раскрыты. Когда он находится в движении, его белоснежная грива развивается на ветру, а мускулы играют на его теле. Лошадь и всадник воспринимаются как единое целое, в поисках общей цели.

    3. Блудный сын в таверне

Картина «Блудный сын в трактире» написана в разгар жизни Рембрандта. Он был счастлив в личной жизни, пользовался большим спросом, у него уже были ученики.

На нем он нарисовал себя и свою жену Саскию. Они представляют героев притчи о блудном сыне. Речь идет о младшем сыне, который вел распутную жизнь и разбазаривал деньги.

Сам артист — блудный сын. Его жена изображена проституткой. На столе мы видим тарелку с павлином, что является признаком тщеславия.

Личная жизнь

А теперь коротко о том, как жил дизайнер в своем домашнем кругу. Когда ему было 28 лет, он предложил руку и сердце Саскии, дочери мэра.

Пара прожила в полной гармонии восемь лет. За это время у них родилось четверо детей, из которых выжил младший Тито. Но женщина умерла от туберкулеза.

Портрет Саскии ван Эйленбург (1612-1642)

Через некоторое время Рембрандт подружился со слугой Хендрикье. Она родила любимому дочку Корнелию.

Пара не могла официально зарегистрировать брак, так как в этом случае художник потерял бы права на наследство Саскии. Рембрандт пережил и своего партнера, и сына с невесткой и внучкой.

6. Саския в образе Флоры

Картина появилась в 1634 году. На ней изображена жена художника, ставшая прообразом древнеримской богини Флоры.

Картина «Саския в образе Флоры» появилась в год, когда состоялась свадьба художника и его возлюбленной. Это показывает, как он был влюблен в свою избранницу.

Эффектный контраст придает этому предмету одежды особый шарм: застенчивая и неуверенная в себе женщина одета в роскошную и богатую одежду.

5. Ночной дозор

Под названием «Ночной дозор» изображение вошло в историю, т. К. Фигуры на нем выделяются на темном фоне. Создан в 1642 году по заказу Стрелкового общества.

Образ уникален тем, что художнику удалось успешно изобразить игру света и тени. Он также отошел от принятых тогда канонов и вместо парадного портрета показал момент, когда капитан Кок отдает приказы и все движется.

Помимо тех персонажей, которые были заказаны, он сыграл еще 16 человек. Их предназначение и связанные с ними символы остаются загадкой.

Хендрикье на купании (1655)

Хендрикье — вторая жена Рембрандта, а также была его музой и моделью. На картине изображена молодая женщина, осторожно ступающая в холодную воду ручья, приподнимая подол рубашки. Видны стройные ножки женщины, а грудь едва прикрывается разрезом рубашки. Художник с большой любовью изобразил жену, ее нежную красоту и красивое тело. Фигура Хендрикье, кажется, светится на темном фоне, а его лицо наполняется веселым озорством.

девять

Артаксеркс, Аман и Эсфирь (1660)

История царя Артаксеркса, его жены Эстер и хитрого вождя визиря Амана — хорошо известная библейская история как в христианстве, так и в иудаизме. На вечеринке еврейка Эстер обвиняет Амана в желании уничтожить ее народ. Видно, как царь в гневе скрипит зубами, а Аман, сидящий в темноте, зловеще поклонился. Фигура Амана намеренно удалена от пары королевской семьи. Его судьба печальна.

9. Святое семейство

В 1645 году художник пытается посвятить себя маленькому сыну. Потом появилась эта картинка.

На полотне «Святое семейство» мы видим, так сказать, простую крестьянскую семью, без пышности. Но ангелы говорят, что это изображение Богородицы и Иисуса.

Бедный крестьянский дом. Отец работает плотником, а молодая мама присматривает за сном ребенка.

Вся картина, так сказать, пропитана умиротворением и умиротворением. Эти ощущения художнику удалось передать мягким светом, освещавшим лица матери и ребенка, а также оттенками теплого золотистого цвета.

Творчество Рембрандта: основные периоды

Первые работы голландского художника Рембрандта, написанные им в 30-х годах 17 века. — в основном это портреты любимой жены. Особенно выделяется автопортрет художницы с Саскией на коленях. Художник изображает себя веселым джентльменом, обнимающим одной рукой наполовину обернутую жену, а другой держащей бокал вина. Картины Рембрандта этого периода полны жизненной силы, силы и любви. В эти годы он серьезно заинтересовался библейскими темами.
В начале 1940-х художник стал популярным и хорошо оплачиваемым. Картины Рембрандта восхищаются и вдохновляют. Апогеем его творчества в этот период стало полотно «Даная», изображающее мифологическую героиню. Художник мастерски прописывает бархатную занавеску, красивое обнаженное тело девушки, сияющее в мягких лучах золотистого света.
Но поистине гениальные картины талантливого Рембрандта были созданы им в 1950-60-х годах. Несмотря на то, что художнику в это время пришлось крайне непросто из-за проблем с властью и других проблем, в его жизни все же было достаточно места для творчества.

Смерть

Великий художник умер 4 октября 1669 года. Тело похоронено на территории церкви Вестеркерк. В последний путь его сопровождала только дочь.

Возвращение блудного сына (1662)

Это величайший шедевр Рембрандта, играющий огромную роль в мировом искусстве. Притча о блудном сыне рассказывает, как дорог его сын отцу, который после долгих скитаний обращает взор на свой дом. Прощение, великая любовь, сострадание: все заключено в фигуре и лице отца. Сын стоит на коленях спиной к зрителю. Его ноги в крови, его ботинки порваны, вы можете видеть, сколько он вытерпел, пока не вернулся домой. Он похоронен между ног отца, и, похоже, его плечи трясутся от рыданий. А справа — старший сын, обходительный и добродетельный, но видно, что он не понимает, почему отец простил блудного сына.

7. Берта Мартенс

Картина «Берта Мартинс, жена Германа Домера» написана в 1640 году. На ней изображена жена краснодеревщика, предоставившая художнику рамы.

Однажды Рембрандт согласился написать это полотно в качестве награды. На нем изображена женщина, которой уже больше 60 лет. На ней было все лучшее, что у нее было, но платье все равно оказалось простым: темный костюм и белая кепка.

Смущение видно на лице, ведь оно нарисовано знаменитостью. Женщина сидит, ее поза проста и спокойна, но исполнена достоинства. Портрет дышит спокойно и комфортно.

Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида (1654)

Сюжеты на тему Вирсавии неоднократно исполнялись Рембрандтом, а картина «Батшеба читает письмо царя Давида» является продолжением темы гардеробной Вирсавии. Пока служанка чистит ногу красавице, она томно мечтает о царе Давиде, от которого получила любовное письмо. Тело Вирсавии роскошное и томное, небольшой животик с мягкой складкой лежит на едва заметной ткани. Красота эротична и чувственна, но в то же время очень естественна.

Портрет пожилой женщины (матери художника) (1631)

Портрет матери Рембрандта проникнут любовью и уважением художника. Вся фигура помещена в темное пространство, темный головной убор скрывает голову, а лицо пожилой женщины мастерски освещено мягким светом, детализированы впалые щеки, морщины и впалый рот, что создает необычайно реалистичный образ.

Влияние на мир искусства

влияние Рембрандта на дальнейшее развитие мировой живописи трудно переоценить. Его работы послужили образцом для многих последователей, обогатили общую палитру. Всплеск интереса к творчеству художника пришелся на эпоху Просвещения, а потомки оценили психологизм и эмоциональную насыщенность произведений.

Возвращение блудного сына 1668

Он писал картины, которые до сих пор восхищают публику. Дом-музей Рембрандта расположен во дворце в Амстердаме, где художник жил до разрушения.

Симон с Иисусом (1669)

Библейская тематика картины не случайна. Симон не мог умереть, пока не взял на руки новорожденного Христа Спасителя. Библейский старец слеп и с тревогой держит Христа, а Дева Мария грустно смотрит через плечо старца на своего новорожденного Сына. Рембрандт написал эту картину в год своей смерти. Видно, что мастер уже болен и держит кисть дрожащей рукой, но все же теплый и глубокий масштаб, сильный подтекст и выражение лица Саймона делают эту картину величайшим шедевром. Так что смерть ожидается.

Техника и стиль

Особенностью жизненного пути художника было то, что он вышел за привычные жанровые рамки. Многие «жемчужины» Рембрандта просто не укладываются в привычные каноны. Часто он начинал писать их, начиная с фона, а затем переходя к главным героям и проблескам.

Чтобы добиться эффекта контрастирования света и тени, вторичные теневые участки композиции сделали прозрачными, а основу закрасили максимально плотной. Мастеру мастерски удалось сосредоточить внимание зрителей на основных фрагментах, а несущественные детали ушли в тень. Не всегда можно понять, как голландец получил столь необычный сюжет в своих лучших произведениях.

Из других «уловок» Рембрандта исследователи называют следующие приемы: варьировать грунтовку холста, царапать влажную краску тыльной стороной кисти, например, при рисовании волос.

На некоторых полотнах происходило так называемое «лепка», когда художник писал толстыми слоями небрежными мазками, достигая максимального объема.

Флора, портрет Саскии в виде Флоры (1634)

Рембрандт очень любил свою первую жену Саскию и часто писал ее на своих полотнах. Здесь Саския изображена как Флора, древняя богиня царства растений. Голову девушки украшает цветочная гирлянда, а нарядное шелковое платье ниспадает красивыми складками. Саски всего 21 год, и он помолвлен с учителем. Это свадебный подарок молодого Рембрандта будущей жене.

Урок анатомии доктора Тульпа (1632)

На картине изображены анатомический театр и гильдия из восьми хирургов, заказавших этот групповой портрет Рембрандту. Доктор Тулп (крайний справа) проводит урок анатомии по вскрытию трупа, в то время как мужчины, стоящие вокруг стола, с любопытством изучают этот процесс. В то время такие полотна были в моде, и гильдии ремесленников часто заказывали парадные портреты для своих нужд у известных художников.

Похищение Ганимеда (1665)

Мифический сюжет картины рассказывает о похищении богами Ганимеда, сына царя Трои. Необычайная красота мальчика поразила Зевса. Он приказал своему орлу похитить ребенка, а позже сделал его виночерпием. Рембрандт очень реалистично изобразил плачущего мальчика, которого орел нес за воротник рубашки в небо. От страха ребенок мочится, что было бы естественно в такой ужасной ситуации. Вишни на руках у мальчика. Мы видим, что его похитила мать в самый счастливый момент, когда он ел.

Туалет Вирсавии (1634)

Библейский сюжет картины показывает нам красавицу Вирсавию, которую горничная помогает купать. Предполагается, что натурщицей для картины была жена художника Саския. Рембрандт очень реалистично изобразил тело обнаженной женщины. Картина выполнена в мягких теплых тонах охры и коричневого. Все говорит о природной красоте и изяществе Вирсавии.

Берта Мартенс, жена Германа Думера (1640)

Портрет жены известного мебельщика того времени Германа Думера был заказан Рембрандтом по образцу того же мастера по дереву. Женщина изображена сидящей в простой и спокойной позе. Наряд у нее простой: простое темное платье и белая кепка. Но весь портрет наполнен теплотой и близостью. Не улыбающаяся молодая женщина. Все для того, чтобы стать исполненной достоинства — она ​​мать респектабельной семьи.

Сколько стоят его картины

На аукционах шедевры Рембрандта не устарели, несмотря на изначально очень высокие цены на картины. Так «Портрет мужчины с бедрами до пояса» был сделан в 2009 году на Christie’s за 33 миллиона долларов, а Сент-Джеймс был продан на Sotheby’s за 26 миллионов долларов».

А бесценные и всемирно известные картины, такие как «Даная» (в Эрмитаже) или «Возвращение блудного сына», не продаются, они вывешены в выставочных залах для всеобщего обозрения.

4. Урок анатомии доктора Тульпа

он был написан в 1632 году. В центре — доктор Николас Тулп, объясняющий другим, как устроена мускулатура человеческой руки.

Подобные уроки анатомии в то время проводились по всей Европе. Они проводились один раз в год, обычно зимой, когда тело лучше всего сохранялось, и длились несколько дней.

На уроке могут присутствовать коллеги, студенты, горожане или уважаемые граждане.

Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпы» был заказан Гильдией хирургов. Обычно на таких полотнах присутствующих рисовали сидящими рядами и смотрящими на зрителя. Но Рембрандт показал, что они сосредоточены на трупе.

Все это происходило в комнате для взвешивания, где проходил урок анатомии. Картина висела на том же месте почти 2 века, пока не была продана королеве Нидерландов.

Святое семейство (1645)

Картина «Святое семейство» написана в поздний период творчества Рембрандта. К этому времени стиль письма стал его визитной карточкой. Теплые и мягкие тона, игры частичных теней, без четких очертаний, манят своей нежностью и подчеркивают трепетную радость мамы перед колыбелью с новорожденным. Ребенок мирно спит, а Мария восхищается сыном. На заднем плане Иосиф изображен в тени. Художник подчеркивает свое простое происхождение: он плотник. Сюжет кажется вырванным из жизни обычных людей. И только ангелы указывают на святость этой семьи.

Меняла (1627)

Одна из самых ранних картин Рембрандта. Он написал ее в 21 год, но талант и мастерство молодого художника уже чувствуется. Непритязательный сюжет картины рассказывает историю жизни простого обменника. Его стол завален книгами и свитками, а поблизости лежат мешки с монетами. Обменный пункт занят расчетами. Это не единственная картина, на которой Рембрандт мастерски изображает обычного человека за работой.

Творческий путь

В 17 лет Рембрандт отправился в столицу Голландии, Амстердам, чтобы более полно овладеть искусством художника с помощью наставника, такого как Питер Ластман. Этот авторитетный персонаж когда-то проходил стажировку в Италии и был любителем рисовать картины на мифологические и библейские сюжеты.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 15 июля 1606 — 4 октября 1669
Страна Голландия
Тип Портреты, жанровая живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, мифология, религия

Влияние этого художника на молодого Рембрандта, в отличие от ван Сваненбюрха, уже неоспоримо. Сам Ластман был поражен искусством Караваджо, итальянского реформатора, одного из основоположников реализма в живописи.

Иуда возвращает 30 серебряных монет, 1629 г

После учебы молодой талант возвращается в Лейден и открывает собственную лабораторию. Перед тем, как клиенты открыли дорогу, молодой человек нарисовал портреты родственников, композиции на темы Священного Писания. Слухи о многообещающем художнике быстро распространились по городу, и гражданские заказы не заставили себя ждать. Интересно, что в это время Рембрандт работал бок о бок с другим подающим надежды мальчиком по имени Ливенс. Часто их полотна совпадали по сюжету, и оба восхищались соотечественником Рубенсом, которого впоследствии назвали лучшим художником Европы.

В 1629 году Рембрандта заметил писатель и филантроп Константин Гюйгенс, секретарь принца Оранского. В одном из личных писем тренеру чиновник высоко оценил их деятельность, определил их как перспективных молодых людей и сравнил картину Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать сребренников» с произведениями, достойными современной Италии и античности. Именно Гюйгенс помог Рембрандту найти богатых клиентов и лично заказал принцу несколько картин на религиозную тематику своему новому знакомому.

Урок анатомии доктора Тульпы

Два года спустя художник в одиночестве переехал в Амстердам, где снискал там славу первоклассного портретиста и мастера за создание трогательных произведений в стиле барокко. Особенно в то время ему удался групповой портрет столичных врачей «Урок анатомии доктора Тульпы». Он стал отправной точкой в ​​ситуации с появлением первых в его жизни дорогих заказов. Именно с этого момента амбициозный художник стал подписывать свои работы не инициалами, а целым, хоть и именем: Рембрандт.

В то же время художник отважился на жанр автопортрета, который впоследствии стал его визитной карточкой. Кроме того, со снимков на зрителя смотрел не только обычный мужчина, но и одетый в экстравагантную одежду, принимавший замысловатые позы. Умение оригинально изобразить на холсте разных людей принесло Рембрандту славу и большие деньги.

Пир Валтасара

Материальное благополучие было настолько важно, что через относительно короткое время ему удалось купить виллу, которая теперь была преобразована в музей творчества художника. В этот момент у мастера разгорелась страсть к коллекционированию: он купил большое количество произведений хотя бы определенной ценности, а именно: антиквариат, гравюры и рисунки, скульптуры, оружие, музыкальные инструменты.

Работы Рембрандта пользовались спросом у меннонитов — голландских протестантов, особенно после того, как художник создал двойной портрет их тогдашнего лидера Корнелиса Ансло. Во многом его любовь к творчеству гения объясняется его необычайным умением воссоздавать с помощью кистей и красок сюжеты на религиозные и исторические темы (например, «Пир Бальдассара» или «Блудный сын в трактир»).

Блудный сын в таверне

Казалось, что все идет своим чередом и слава великого художника будет длиться вечно. Однако в начале 1940-х Рембрандт принял заказ, что как-то подорвало его авторитет и вызвало скандал. Это знаменитая картина «Ночной дозор». Это групповой портрет мушкетерской роты ополчения, вступившей в строй во время голландской революции. Многие клиенты остались недовольны работой, поскольку их затмевали. Да и общий фон картины показался зрителю слишком мрачным. Специалисты связали эти характеристики с тем, что автор еще не оправился от траура — безвременной кончины его музы и жены Саскии.

Популярность художника после этого фиаско пошла на убыль. Количество заказов упало до минимума, и ученики стали покидать его мастерскую, объясняя свой уход тем, что видение мастера сильно устарело.

Ночное бдение

Постепенно Рембрандт пишет все меньше и меньше портретов, выполняя только заказы влиятельных буржуа. Но в нем художник-пейзажист проснулся в полный рост. Все зарисовки природы покойного Рембрандта отличались пасмурной погодой с ее ветрами, дождями и тяжелыми облаками. Рисунки, офорты и натюрморты выходят из-под кисти и карандаша известного автора.

В пятидесятых годах семнадцатого века художник обанкротился. Ему удалось передать все имущество своему сыну Тито, а дом пришлось продать. Художник был вынужден переехать на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где и провел остаток своих дней.

Читайте также: Картины Николая Рериха: биография и самые знаменитые произведения

Оцените статью
Блог про картины