Картины Николая Рериха: биография и самые знаменитые произведения

Происхождение, детство, вектор жизни

Родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге в семье нотариуса. Отец, Константин Федорович, был известным в петербургском обществе человеком: в доме бывали выдающиеся ученые, писатели и художники. Мать, Мария Васильевна, была занята детьми: первым был Николай, позже родились Владимир и Борис.

Особое внимание было уделено воспитанию детей. В восемь лет Николая отправили в одно из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга — частную гимназию Карла Мая, отличающуюся высокими педагогическими принципами и индивидуальным подходом к каждому ученику.

На праздники семья собралась в имении Извара, принадлежащем Марии Васильевне. Здесь, на реке Изварка, в живописном селе Петербургской губернии, Николай любил бывать. Много простора и много интересного вокруг: растения и камни, птицы и животные, загадочные курганы, в которых молодой исследователь нашел фрагменты старины. Поиски следов жизни из прошлого интересовали Николая еще в детстве. Более того, уже тогда он систематизировал свои раскопки: составлял карты местности, описывал найденное, зарисовывал, связывал находки с историей. Общаясь с местным населением, он с удовольствием слушал рассказы старейшин и писал их.

Здесь началась жизнь Рериха как ученого, не только теоретика, но и практика. Даже самая короткая биография Николая Рериха — это огромный перечень этюдов и их художественных воплощений, практически с момента рождения художника до его последних дней.

Путешественник: 40 старинных городов России

 

Художник вместе с женой Еленой в 1903–1904 годах много путешествовал по городам страны. Он изучал древние памятники русской культуры, архитектуру разных эпох, живопись и народное искусство. Из «путешествия в древность» или «паломничества», как назвал свое путешествие художник, Рерих привез фотографии монастырей и более 90 зарисовок с изображением древней архитектуры. По его задумке, новые полотна должны были стать «каменной летописью страны» — он стремился передать мощь построек, переживших века, осады, войны и пожары.

Во время поездки Рерих писал статьи. Он одним из первых в стране заговорил о большей ценности древнерусского зодчества и иконописи. Во время путешествия Рериха поразило плачевное состояние древних памятников, которые были разрушены небрежностью и неумелой реставрацией.

Невыразимая красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всей Подмосковья с бесчисленными куполами и башнями! Седой, Изборск, Седно, Печоры и еще бесчисленные белые церкви, кладбища, усадьбы с старинными часовнями и церквями, дома и богатые книжные магазины. Какое сокровище! Ужасно думать, что, возможно, большей его части уже нет. «Николай Рерих

Двойное образование

Рерих Н.К. Петербург, 1910-е гг
Рерих Н.К. Петербург, 1910-е гг

Умение рисовать заметил Михаил Микешин, художник, часто бывающий в семье Рерихов как друг. Он сыграл роль первого наставника. Но увлечение Николая отцу показалось несерьезным, и он настоял на том, чтобы сын продолжил учебу, поступив в университет на юридический факультет — старший сын должен заниматься семейным бизнесом.

Поддавшись отцу и в то же время не желая сдаваться, в том же 1893 году Николай поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. После двух лет в «общих классах» училища он начал учиться в мастерской Архипа Куинджи. Среди его близких знакомых сейчас именитые Стасов, Репин, Григорович, Дягилев, Римский-Корсаков. Все свободное время рисует: публикуется в журналах, пишет иконы по заказу. По окончании учебы Николай Рерих — уже подготовленный последователь русской культуры с ее истоков: молодого художника больше интересует археология. Поступив студентом в Русское археологическое общество, он навсегда сохранит жгучий интерес к раскопкам, поскольку способ познать прошлое и сохранить следы прошлого станет центром жизни.

В 1897 году окончил училище. Успех дипломной картины Рериха «Вестник» выразился в присвоении ему звания художника, в высокой оценке критиков и в приобретении работы Павла Третьякова.

В следующем году — выпуск вуза. Тема диссертации как юриста максимально приближена к все более привлекательному миру искусства: «Правовой статус художников Древней Руси». В преклонном возрасте знания, полученные в университете, и отточенные организаторские способности помогут в решении административных задач.

Литератор: 10 томов статей и очерков

При жизни Николая Рериха было издано 10 томов очерков, статей, выступлений и писем художника. Он был одним из редакторов масштабного труда «История русского искусства», изданного под общим руководством искусствоведа Игоря Грабаря, и соавтором книги «Русская икона».

После отъезда в Финляндию в 1916 году он написал рассказ «Пламя», работал над сборником стихов «Цветы Мории», который позже был издан в Берлине. Во многих статьях и книгах Николай Рерих затрагивал философские вопросы: он считал, что культура связана с космической эволюцией человечества и «может превалировать над красотой и знанием». Под культурой писатель имел в виду единство лучших достижений человечества в философии, науке, религии и искусстве.

С детства художник любил Индию, изучал ее историю. В своих статьях он писал, что обычаи, инструменты и детали индийской одежды близки культуре России. На Рериха повлияли распространенные среди народов Востока легенды и сказки о загадочной стране, расположенной в Индии или в горах Тибета: местные жители называли ее Шамбалой — страной бессмертия и высшей справедливости. По одной из версий биографов Рериха, именно в поисках Шамбалы он отправился в долгое путешествие по Азии.

Путешествия и не только

После окончания учебы молодой выпускник погружается в любимое занятие: идет работать в Археологический институт, устраивает раскопки в родной провинции, меняет составленные в процессе карты, начинает расширение территории для поиска раритетов с участие соседних провинций.

В 1899 году он впервые покинул дом. Во время морской прогулки из Петербурга в Новгород Рерих мысленно перенесся в прошлое, представляя, как это делали варяги в свое время. Эти яркие впечатления пробудили в молодом и активном художнике страсть к путешествиям и не раз нашли отражение в творчестве Николая Рериха. С первых картин, созданных в историческом жанре, вырисовывается каллиграфия Рериха как живописца: широта композиции, чистые и ясные цвета и линии, лаконичная простота и историческая правдивость. Произведения Николая Рериха приобретают индивидуальность на основе серьезного богатства знаний и приверженности истории.

Но живопись — не единственное, что интересует художника. Понимая, что управленческая работа позволяет ему быть ближе к важным решениям и тем или иным образом влиять на них, он претендует на соответствующие должности: в 24 года — помощник директора музея, помощник редактора художественного журнала, затем — секретарь труппы музея художники.

Сценограф: костюмы, декорации и грим для театральных постановок

 

Николай Константинович с детства участвовал в спектаклях домашнего театра, как это было принято в дворянских семьях. Он сам создавал сценарий и даже пытался писать пьесы. А позже стал профессионально сотрудничать с ведущими театрами России. Он нарисовал множество декораций и костюмов, но не все из них были воплощены в жизнь. Рерих создал эскизы к операм Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» и Александра Бородина «Князь Игорь», по пьесе бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Сестра Беатрис».

Одной из самых известных его работ стала постановка спектакля «Пер Гюнт» по пьесе норвежского писателя Генрика Ибсена, поставленного в МХАТе. Критики писали, что картина Рериха лучше всего подходит для драматической постановки, и художнику удалось передать дух и атмосферу Норвегии с поразительной точностью, хотя он никогда не был в этой северной стране.

Мировую известность артист театра получил после работы над сценографией и костюмами к балету Вацлава Нижинского «Весна священная». Рерих работал не только над сценографией, но и над либретто спектакля. Нижинский оставил классическую хореографию в постановке, композитор Игорь Стравинский создал авангардную музыку с диссонансами и резкими переходами между тональностями, Рерих изобрел декорации и кричащий грим. Художник отметил, что «Священный источник» с подзаголовком «Картины из жизни языческой Руси» — это рассказ не только о славянской культуре и обычаях, но и об общечеловеческих духовных ценностях. Премьера новаторского балета состоялась в 1913 году в Париже и вызвала бурную реакцию публики: люди смеялись, кричали, свистели. Но через несколько лет новаторский балет стал постоянной постановкой в ​​репертуаре Сергея Дягилева «Русские сезоны.

Личная жизнь

Рерих, Чикаго, 1921 г
Рерих, Чикаго, 1921 г

В 1901 году он женился на Елене Ивановне Шапошниковой, с которой познакомился в 1899 году. Жена стала для него верным союзником и музой на всю жизнь. Оба сына, Юрий 1902 года рождения и Святослав 1904 года рождения, станут достойными продолжателями творчества своих родителей: Юрий сделает карьеру искусствоведа и востоковеда, Святослав — художника. Публичная деятельность станет жизненным кредо всех Рерихов.

Небесный бой (1912)

Картина «Небесная битва» написана в стиле символизма. Небольшие размеры (66 × 95 см) и скромные материалы исполнения (картон и темпера) не могут уменьшить размеры картины, изображающей ликование природы в небе. Густые облака собрались на низком горизонте в кипящей битве. Верхние облака освещены солнцем и излучают мощное сияние. Нижние слои голубых и лиловых облаков кружатся, быстро устремляются на землю. Художник мастерски воспроизвел величие, неописуемую красоту природы русской земли.

Ростов Великий (1903)

Николай Константинович одним из первых воспевал величие и сказочную красоту древнерусского зодчества. Картина «Ростов Великий» написана во время путешествия по древним местам России. Археология и история города всегда привлекали художника. Уже тогда его беспокоило состояние, разрушение исторических объектов. Художник изобразил древний город сказочным, величественным, словно подвешенным к земле.

Свинцовое небо нависает над городом, позволяя редким солнечным лучам пробиваться сквозь облака. В этих лучах ослепительной белизной сияют могучие стены и башни с бойницами. Этой русской крепости с ее великолепной архитектурой Рерих посвятил целую серию картин.

Зрелые годы

Путешествия станут важной вехой в творческом развитии Николая Рериха. В Париже он учился у исторического художника Фернана Кормона. После женитьбы он вместе с женой отправляется в исследовательские поездки в Россию. Они посетили десятки городов с богатой историей. Результатом стала обширная серия картин, вдохновленных уникальной архитектурой художника.

В 1903 году художник опубликовал впечатляющую статью «В старину», своеобразный отчет о своих путешествиях, где с горечью описывает грубые проявления забвения древних крепостей и соборов, которые ему приходилось наблюдать в «Подмосковье. Смоленская область »и т.д. Людей, заинтересованных в сохранении древности, Рерих заключает, что их мало, и государство обязательно должно уделять этой проблеме особое внимание.

Параллельно с этим он организует выставки (в 1903 г на персональной выставке было представлено около 200 работ), руководит Школой рисования, объединением художников «Мир искусства» (до 1913 г.), организует кружок Куинджи, возлюбленный учитель. В 1904 году он отправил свои работы на выставку-продажу в США (Сент-Луис), где был награжден серебряной медалью. В силу исторических событий они вернулись на родину только 70 лет спустя. Персональные выставки в Германии, Австрии, Чехии, Италии прошли с большим успехом (и с этого момента стали проводиться регулярно), а награда, полученная в Милане, Почетный диплом, имела больший вес, чем медаль честь золото. Не забывайте археологию: свою коллекцию предметов каменного века он отправляет на Международный конгресс во Францию.

В 1906 году он путешествует по Швейцарии и Италии, в Париже избирается членом Осеннего салона (среди 15 русских художников), в Реймсе он является членом Национальной академии. Живопись Николая Рериха постепенно преображается. Помимо экспериментов с составом красок, способами их нанесения и оттенками, художник ищет гармонию в переплетении реализма и символизма, появляются восточные мотивы. Дореволюционные произведения отличает прославление дикой природы, деревень и городков, их простых жителей. Русские сказки и былины становятся темами для картин. Кроме того, в эти годы Рерих был театральным декоратором (постановка спектаклей «Снегурочка», «Псковичка», «Князь Игорь» — знаменитые «Русские сезоны» Дягилева в Париже, «Пер Гюнт» — МХТ), проектировщик церквей, храмов (буддийский в Санкт-Петербурге) и интерьеров общественных зданий (Казанский вокзал в Москве, который начали строить в 1913 году) …

Биография Николая Рериха — это бешеный цикл событий, в ходе которых есть место как получению звания статского советника, так и членству в жюри конкурса моделей современной женской одежды (1916).

Поход Игоря (1942)

В те годы, когда создавалась картина «Поход Игоря», Рерих жил в Индии, и тогда на его родине бушевала страшная война. Этот образ звучит как тревога, с призывом объединиться и всеми силами встать на защиту Родины. На полотне изображен момент похода князя Игоря на половцев. Его армия уходит во время солнечного затмения, что является тревожным знаком, знаменующим поражение.

Трагический исход сражения был вызван гражданской войной. Только единство, солидарность помогут уничтожить врага. Несмотря ни на что, русские солдаты ведут кампанию, чтобы защитить свою землю в бою.

2. Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый — великий князь Киевский. Как сын великого князя Владимира, крестителя Руси, он не только сохранил дело отца, но и приумножил его своими успехами.

Занимаясь просвещением своего народа, он не только научил своих людей читать, но и начал писать книги. Кодексы трудового законодательства не только наводят порядок в государстве, но и повышают авторитет России в Европе.

На полотне изображен князь Владимир. Он работает. За окнами — купола храма как символ Бога, присутствующего во всех деяниях этого великого человека. У Ярослава яркая звездная судьба и многозначительно смотрится на полотне.

Ее образ выполнен в красном, фиолетовом, розовом цветах. Как символ святости, религиозной страсти, религиозного самоотречения, умеренности.

Человек, изображенный на полотне, строг, академичен, выдержан. Он не успевает разогнать свои таланты, так как впереди еще много дел.

9. Александр Невский

Эта картина была написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника, наряду с такими работами, как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другими.

Историческим событием, вдохновившим Рериха на создание этой картины, стало 700-летие победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовая битва».

12 тысяч русских солдат и 17 тысяч противников погибли на поле боя, в котором пешая армия разгромила тяжелую конницу.

На переднем плане изображения зритель видит командира. Его лошадь ходит осторожно. Среди окровавленного льда лежат безжизненные тела людей и лошадей.

За лидером идет его окружение, его близкие друзья. Ноющие лица, согнутые в спине из-за тяжести переживаний и боли.

Мы отвоевали Киевскую Русь от захватчиков. Небо горит. Кровавый снег тает, оставив в истории оружейное предприятие тысяч и тысяч самоотверженных людей.

Святой Сергий Радонежский (1932)

Сергий Радонежский — духовный покровитель Руси, живший в смутные времена ордынского ига 14 века. Он был противником конфликта, духовным инициатором Куликовской битвы. Главный подвиг Сергия Радонежского — поднять боевой дух народа на борьбу с угнетателями. Н.К. Рерих изображает момент, когда преподобный Сергий благословляет русское войско на битву с монголо-татарами. В его руках платок с символом единства трех начал и белокаменная церковь — символ будущего величия России. Над головой старца — Всевидящее око Бога Отца, для которого открыты все тайны.

Внизу картины Рерих сделал пророческую надпись украшенным старинным русским шрифтом, которая гласит, что преподобный Сергий Радонежский должен трижды спасти Россию. Первый раз — из-под ига, второй раз — в Смутное время при Минине и Пожарском, и третий раз… Накануне Великой Отечественной войны это действительно были пророческие слова.

10

Сеча при Керженце (1911)

Рерих делал этюды к разным театральным постановкам, создал блестящие этюды к произведениям Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». А также для второй оперы был сделан эскиз театрального занавеса к русскому театральному сезону в Париже. Перед изумленной публикой предстало огромное панно, на котором вступили в бой татары и русские солдаты. Громкий зеленый цвет, пламенеющие оттенки красного взорвались, и битва возобновилась под звуки музыки. Этот занавес вызвал бурю восторженных эмоций, публика восхищалась русской оригинальностью, неповторимым стилем Рериха.

Этнограф: Азия и Гималаи

 

Николай Константинович впервые посетил эти страны в 1923-1928 годах. Вместе с семьей — женой Еленой и сыном Юрием — художник проехал более трех тысяч километров, посетив Индию, Индонезию, Шри-Ланку. Он посетил Китай, Монголию, Гималаи и горы Тибета. В далеких регионах Азии исследователи собрали фольклор, языковые материалы и описали обычаи. Художник искал следы великого переселения народов и изучал религии. Участники экспедиции обнаружили редкие произведения искусства и рукописи. Во время поездки Николай Константинович написал около 500 полотен с живописными видами Азии и начал серию картин «Гималаи».

Во время второй экспедиции — Маньчжурской экспедиции 1934-1935 годов — Рерих посетил Внутреннюю Монголию и Северо-Восточный Китай. У исследования, спонсируемого правительством США, была одна цель: найти устойчивые к засухе семена трав. Кроме того, участники экспедиции собирали материалы по языкознанию и проводили археологические исследования. Творческое наследие Рериха наполнилось новыми полотнами.

Более 20 лет художник и его семья проживали в Индии, в долине Кулу, откуда открывались виды на вершины Гималаев. Он написал более двух тысяч картин для серии «Гималаи», которые выставлялись в музеях мира. Искусствоведы считают, что за всю свою жизнь художник создал от пяти до семи тысяч картин.

7. Идолы

За деревянным забором висят черепа животных выше человеческого роста, окруженные валунами, и стоят кумиры.

В те далекие времена не было многоэтажных домов, а гиганты воспринимались как создания неизвестного мегаполиса.

Картина действительно отражает влияние языческих богов на жизнь людей. Для них, для идолов, люди приходили в храмы, где совершали свои молитвы о грядущем дне, а завтра приносили в жертву животных.

Николай Константинович лично посетил раскопки как путешественник. Картина написана в 1901 году.

Годы революции

Небесная битва 1912
Небесная битва 1912

В марте 1917 года в квартире Горького в Петрограде Николай Рерих, среди прочего, обсуждал меры по защите культуры, но отказался от поста министра изящных искусств, предложенного Временным правительством. Состояние здоровья вынудило активного художника уехать с семьей в Карелию (Сердоболь). Здесь он снимает дом, красит, продумывает планы реорганизации Рисовальной школы, пару раз ненадолго ездил в Петроград. В 1918 году город Сердоболь был отрезан от родины из-за отделения Финляндии и закрытия границы. Осенью художник перевозит семью в Выборг, самый интернациональный город Финляндии, где мир наступил как раз к падению после кровавых боевых действий.

С конца 1918 года Рерих, как признанный выдающийся художник, работает в Художественном обществе Финляндии, регулярно выставляется, пишет зарисовки к театральным постановкам, вместе с семьей путешествует по Швеции, Норвегии и Лондону.

Археолог: древние городища и курганные могильники

Николай Константинович со студенческих лет был членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Тверской, Новгородской и Ярославской губерниях. Он изучал историю разных эпох, от каменного века до средневековья, особенно интересовался памятниками древнерусской и финно-угорской культуры. По заданию археологического общества Рерих проводил полевые работы и изучал древние городища, курганы и стоянки первых людей.

История науки включает, прежде всего, полевые работы Рерихов в Новгороде и раскопки жальников — древних языческих кладбищ. Перед экспедициями он изучал летописи, писцы и другие архивные материалы, общался с местными жителями, чтобы больше узнать об объектах будущих исследований. При раскопках городища Сарск близ Ростова Великого Николай Константинович вместе с учеными-археологами обнаружил предметы X века: карету для приема огня, расческу, украшенную орнаментом, и железные ножи. Ученые передали найденные предметы в музей.

Помимо работы в экспедиции, Рерих читал лекции в Петербургском археологическом институте о том, как использовать навыки художника в археологии. Он был страстным коллекционером и коллекционировал предметы старины каменного века: личные фонды художника составляли более 30 000 штук. В их число вошли экспонаты из Франции, Италии и Германии. Позже коллекция была передана в музей, а сегодня хранится в фондах Эрмитажа.

Неописуемый амулет был заключен в зеленые бронзовые браслеты, фибулы, кольца, ржавые мечи и боевые топоры, веками наполненные трепетом

8. Матерь Мира

Картина написана в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

Полотно выполнено в оттенках синего, голубого, лилового, золотого. От него невозможно оторвать глаз.

Изображение «притягивает», заставляет задуматься о том, что перед глазами. Удивительное явление заключается в том, что чем дольше на него смотрите, тем больше увеличивается пространство внутри. Возникает ощущение бесконечности.

На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Настоящий человек. Это образ могущественной и животворящей силы, космической по размеру и мощности: Женской Энергии.

Те, кто развивают его в себе, становятся более восприимчивыми к красоте, любви, пониманию вечных истин и ценностей.

Тот, кто его разрушает, фактически лишает себя источника универсального питания, универсального разума, интуиции.

Обращает на себя внимание тот факт, что лицо женщины полуприкрыто. Здесь можно мысленно нарисовать скрытые вуалью черты лица.

Искусствоведы говорят, что скрытая часть — это то, что еще предстоит преодолеть, испытать. Постигать. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые вершины, на которые нужно набраться смелости.

Великая Жертва (1910)

Балет Игоря Стравинского «Весна священная» в постановке Дягилева был сказочным спектаклем. Во сне композитору приснился священный круг, в котором старики наблюдали за умирающим танцем юной красавицы. Его жизнь обещана как жертва богу весны, чтобы новый год был богат урожаем. Стравинский поручил Рериху, который в то время был уже выдающимся театральным артистом, осуществить этот план.

Эскиз к балету «Великая жертва» отражает замысел композитора. На холмах северных островов, среди каменных лабиринтов, восемь старейшин зажгли жертвенный огонь. Ледяной ветер несет облака над их головами, а зеленый мох дует холодно. Для прихода весны нужна жертва, старцы готовятся принести ее капризному божеству.

 

Послесловие

Это была лишь малая часть прекрасных картин Рериха о древней Руси. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Ниже вы увидите одни из самых известных картин русского художника, не относящиеся к теме Древней Руси. Также рекомендуем ознакомиться со статьей, посвященной загадочной Шамбале, которую Николай Рерих написал в своих произведениях.

Другие картины Рериха:

 

Поморяне. Утро и Поморяне. Вечер (1907)

Как древние народы жили на Белом море? Об этом можно догадаться по старинным сказкам и легендам, а также по произведениям художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны как эскизы для фресок, но стали полноценными картинами, иллюстрирующими жизнь древних. Первый образ диптиха «Утро» наполнен умиротворением, повседневными заботами древних поморов. Мать ведет ребенка за руку, старик сидит у стены поселения, мальчики охотятся на птицу.

Вечер полон загадок и легенд. Небольшая группа людей греется у костра и вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебных и бесстрашных героях.

Читайте также: Самые известные картины Ильи Репина

4

4. Святой Сергий Радонежский

Картина написана в 1932 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее. По воспоминаниям окружения Николая Рериха, жизнь Сергия Радонежского всегда интересовала художника и вызывала желание отразить этот образ на холсте.

После смерти подвижника никаких документов не осталось, только воспоминания современников. Только его религиозный подвиг во время битвы с Мамаем (Куликовская битва) заставляет поклоняться этому человеку, который поднял веру солдат для борьбы с полувековым рабством.

Серджио изображен на переднем плане картины. Величественно красивый и добрый. В ее руках символ человеческой души — храм Божий, ей тепло и комфортно находиться в руках преподобного.

Художник восхищается этим человеком и любит его. «Преподобный отец наш Серджио, молись Богу за нас» — так звучат слова молитвы и они будут услышаны.

Ведунья (1916)

Как выглядит Баба Яга? Мало кто знает. Картина Рериха «Ведьма» представляет зрителям версию того, как могла бы выглядеть эта сказочная героиня. Старик в причудливом платье с тростью бродит по холмистым лугам в поисках целебных трав и любви. Прекрасный бескрайний пейзаж, яркий образ ведьмы приглашает в сказочный мир Рериха, невообразимо красивый, завораживающий и волшебный.

девять

6. Приказ учителя

Завещание мастера. Полотно написано в 1947 году. Перед зрителем высоко в Гималаях сидит гуру. Сосредоточен.

В небе рядом белый орел, считывающий информацию изо рта человека. От птицы исходит торжественное почтение и восхищение. Как еще. Как посредник между Небом и Землей, птица аккумулирует творческие мысли гуру и в качестве мощного заряда энергии передает их с горных вершин людям.

Белое оперение орла символизирует чистоту помыслов учителя. Кто этот гуру? Возможно, сам художник, в год своей кончины, создает такой шедевр.

5. Заморские гости

Картина написана в 1901 году. Перед зрителем по спокойной синей воде движутся две русские лодки. По ним плывут купцы. Берега безлюдны. Лишь вдали видна небольшая деревня.

Художник скрупулезно изображает как одежду людей, так и убранство кораблей. Миротворцы идут по мосту. Они переезжают в места расселения славян.

В 1899 году Николай Константинович совершил поездку в Новгород. Картины, которые волновали его по пути, вдохновили художника на создание этого полотна. Император Николай II очень оценил картину и купил ее у художника.

Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится (1914)

Для этой картины Рерих выбрал картон и темпера. Эти натуральные материалы подчеркнут простоту и прямолинейность героя образа. Бескрайние просторы земли Русской с ее лесами, могучими реками, по которым плывут корабли и лодки, освящены крестом блаженного Прокопия Справедливого, покровителя купцов и путешественников. Картина написана накануне Первой мировой войны и является гимном стойкости и духовному богатству России.

восемь

Гражданин мира

Осенью 1920 года по приглашению совершил поездку по Соединенным Штатам Америки. Его работы видели в 28 городах США, кроме того, художник везде читает лекции по русскому искусству. Уже в 1921 году в Чикаго он создал Ассоциацию художников Burning Heart Artists ‘Association, в Нью-Йорке — Институт объединенных искусств.

В этот же период в Берлине издается сборник стихов художника «Цветы Мории» (всего будет около тридцати литературных произведений). Дизайнером, конечно же, был Н.К. Рерих, который не стоит на месте, а путешествует по миру (страны Европы, Индия, Россия, Средняя Азия, снова Америка…). Не менее плодотворна и его творческая деятельность — он пишет сотни картин, выставляется — мастера поражаются впечатлениям от разнообразия мира. Кроме того, он постоянно публикует свои исследования и неустанно предлагает человечеству обратить внимание на памятники прошлого. В итоге в 1930 году проект Пакта Рериха начал путь к утверждению (в 1933 году он был уже одобрен десятками государств, в 1935 году подписан в Вашингтоне, в 1948 году присоединилась Индия).

Последние годы

Зарубежные гости 1901
Зарубежные гости 1901

В 1946 году художник вернется из Индии, где он жил последние годы, на родину: Вторая мировая война закончилась, что случилось с Россией? Но его работы запоздали: его бесконечное вдохновение не позволяет ему расставаться с картинами (за 12 лет жизни в Индии мастер написал более тысячи картин).

13 декабря 1947 г. Н.К. Рерих скончался. Его прах развеян в долине Кулу. Кто знает наверняка, с ветром его частицы обрушились на родину, которую он любил всем сердцем.

Кстати, ни Рерих, ни его жена никогда не меняли российское гражданство. После смерти мужа Елена Ивановна надеялась вернуться на родину, но ей и ее детям отказали в визах. 5 октября 1955 года ее не стало. Лишь к столетию со дня рождения художника СССР, после ЮНЕСКО, Н.К. Рерих был великой личностью: стали появляться памятники, улицы, музеи, учебные заведения, горы на Земле и звезды во Вселенной, носившие его имя. К счастью, сегодняшнее общество не перестает восхищаться достижениями этого уникального человека — народная память Рерих считал высшим проявлением разума — памятные знаки (мемориальные доски, скульптуры…) открыты и сегодня.

Читайте также: Рембрандт ван Рейн: краткая биография и творчество

Оцените статью
Блог про картины